Как улучшить жизнь в глубинке? Опытом работы в этом направлении делится губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев

Помню, в первый же свой приезд в Нижний Новгород после назначения губернатором вышел прогуляться на центральную площадь. Был выходной день, одна молодая женщина подошла ко мне и говорит: «Валерий Павлинович, сделайте нам здесь маленькую Москву». Я тогда отшутился: «Может быть, сразу будем делать большой Париж?»

На самом деле, даже если «делать маленькую Москву», то первым делом нужно, как минимум, в 10 раз увеличить доходы бюджета. А это непростая задача. Разница между Москвой и Нижним большая. Москва – это город, который прежде всего имеет большой финансовый ресурс. Когда я пришел работать в Нижегородскую область, то увидел, что доходы региона составляли всего 35 млрд рублей на 3,5 млн населения. Для сравнения: в Москве было 400 млрд рублей на 10 млн жителей. То есть бюджетное обеспечение москвичей по сравнению с нижегородцами в 4 раза выше. От этого и все проблемы.
Чтобы начать долгосрочный проект, который может дать отдачу через 2,5–5 лет, нужны крупные финансовые ресурсы, и надо было думать, как их создать.
Кроме того, в Москве единый бюджет, у правительства в руках все – земля, деньги, градостроительная политика, организационный ресурс. В Нижегородской области – 52 местных самоуправления, 48 районов, 28 городов, столько же городских или районных архитекторов. Все бюджетные деньги размазаны. У меня поначалу был серьезный  разговор с главами районов – все хотели только тратить бюджетные деньги, никто не хотел заниматься доходами. Я им сказал: «А кто же будет зарабатывать? Губернатор и правительство? Хорошо, я вас всех посажу на сметы, доказывайте, что ваши запросы обоснованны».
В первую очередь мы взялись за повышение налоговой дисциплины. До этого были сплошные недоимки. Бизнес всерьез дискутировал, платить вообще налоги или нет. После проведенной нами работы через полгода он уже обсуждал, сколько платить, а еще через год убедился, что платить надо ровно столько, сколько начислено. 

Так что первым делом, чтобы развивать область, повышать качество жизни людей на этой территории, мы провели работу по насыщению регионального финансового ресурса. За 3 года – с 2005 по 2008 год – мы выросли с 35 млрд рублей доходов до 105 млрд рублей.
На деньги, которые зарабатывает область, нам приходится решать такие задачи, которых в той же Москве просто нет. Нет там поликлиник, которые были построены еще в 20–30-е годы прошлого века, нет домов культуры, которые строили еще первые комсомольцы. Поэтому задач у нас громадье, а ресурсов меньше, чем хотелось бы. Но делать надо. И мы делаем – строим новые больницы, школы, детсады, спортивные объекты. К примеру, если в 2005 году области хватало денег лишь на то, чтобы ввести в строй не более 10 новых социальных объектов, то уже в 2008 году в результате целенаправленной работы по наполнению областного бюджета мы построили или реконструировали в регионе по программе развития сразу 364 объекта социальной сферы. В этом году из-за кризиса введем меньше – только 130. Но это все равно на порядок больше того, что мы имели всего четыре года назад.
Чтобы качество жизни в глубинке было достойным, нужно создавать людям современную среду обитания. Мы идем этим путем. У человека там, где он живет, должно быть все: и современное жилье, и школы, и детские сады, и больницы, и поликлиники, и спортивные объекты.
Ежегодно по специальной областной программе в районах области мы строим множество домов для молодых специалистов в сельской местности, чтобы молодые учителя, врачи, спортивные тренеры, работники культуры не уезжали в большие города, а оставались жить и работать в своих родных поселках.
Плюс к этому мы молодым специалистам на селе даем ссуду и на автомобиль, чтобы они в любой момент могли приехать в Нижний Новгород, побывать на дискотеке, сходить в музей или театр. Конечно, так, как в Нижнем Новгороде, в каждом районном центре не создашь, театров не понастроишь. Да и не надо этого делать. Нужны просто элементарные вещи: чтобы система обслуживания, образования, здравоохранения, культура, спорт, социальное обеспечение, торговля, сфера услуг были такими же, как в городах-миллионниках. Это сделать можно. И мы сейчас реально эту программу имеем.
Некоторые мне говорят: «Валерий Павлинович, ваша любимая программа – строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районах области». Почему я и правительство сделали упор на это даже в кризисной ситуации? Потому что, когда я пришел в область, с ужасом увидел, что здесь и спорта-то практически не было! В 2005 году Нижегородская область занимала последнее место в Приволжском федеральном округе по обеспеченности спортивными объектами! И сколько угодно можно говорить об образовании, духовном воспитании, но если не внедрять в наше общество сегодня (а я отвечаю за Нижегородскую область) здоровый образ жизни, ничего у нас не произойдет, люди будут убегать со своей малой родины, потому что им просто нечем заняться.
Мне говорят – у вас стало больше обращений. Так я радуюсь этому! Если больше обращаются – значит, верят. А если не обращаются, то думай – почему? Значит, ты никому не нужен и власть твоя неэффективна. Да, на то, чтобы эта система по решению вопросов текущей жизни и выравниванию ситуации, удовлетворению потребностей населения по всей территории Нижегородской области заработала, ушло время. Но зато виден результат!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter