Как у нас “женили Терешку”

В 50—60-е годы эта игра была в расцвете и всегда проводилась на второй день после Рождества. “Женить Терешку” — очень интересное и забавное мероприятие, в котором участвовала не только молодежь, но и многие жители деревни Зарембы Борисовского района.

В 50—60-е годы эта игра была в расцвете и всегда проводилась на второй день после Рождества. “Женить Терешку” — очень интересное и забавное мероприятие, в котором участвовала не только молодежь, но и многие жители деревни Зарембы Борисовского района.

К этому событию готовились особенно. Во-первых, организаторы шоу, как теперь можно было бы назвать “Терешку”, собирали деньги и нанимали музыканта на два, а то и на три дня. Во-вторых, подыскивалось большое помещение, в котором можно было бы потанцевать, провести ту или иную игру, а главное, поставить много столов. Именно за ними происходила кульминация “Терешки”. В первый вечер Рождества в хате Петра Бадюли молодежь танцевала до упаду, устраивала всевозможные игры, которые в то время были очень популярны. Расходились далеко за полночь. А назавтра в дом Петра тянулись люди разных возрастов. Но все же главными завсегдатаями и судьями были старушки. Они заранее занимали места на кроватях, длинных скамьях. Важно обсуждали текущие дела и внимательно следили за поведением молодежи. Авдотья, бойкая на язык старушка, усмотрев, что Гришка Жук польку-”трасуху” танцует совсем некрасиво, тут же стала возмущаться: — Ну что же это за танцор! Ему всегда что-то мешает, переваливается с ноги на ногу, как гусь лапчатый, — смотреть противно. Польку-”трасуху” хорошо танцует Макар. Он вращается с девушкой, как волчок. Вот у него надо поучиться Гришке! Альберта слушала товарку и одобрительно кивала головой в знак согласия. Другие старушки обсуждали стоявшую неподалеку от них молодую пару. Парень и девушка после окончания “краковяка” не разошлись в стороны, а стояли, взявшись за руки, оживленно беседовали между собой и громко смеялись. — Ох, пошла молодежь, смотри, Акулина, — начала судейство Фрося Зайцева. — Стоят, хохочут, обнимаются. Не хватает, чтобы еще и целовались. Срамота одна. Негоже девушке вести себя так. Вечер танцев шел своим чередом, а в это время в хате Станислава Молоховского, постоянного организатора и тамады “Терешки”, активно готовились к выходу в люди. Хозяин семейства, нарядившись в вышитую белую рубашку и темно-синий костюм, покручивая усы, наблюдал с улыбкой за женой, которая вертелась около дочери Полины. Когда дочь, по мнению матери, надлежащим образом была одета, она взглянула на мужа и, оставшись им довольна, проговорила: — А что, супруг мой, “Терешку женить” будешь вновь с Катериной, или в этот раз выберут другую женщину? Может, люба тебе Катерина, а, Станислав? Станислав заулыбался, подошел к жене, обнял ее и в присутствии дочери поцеловал. — Люба мне только ты, моя голубушка. Хочешь, пойдем вместе? Я муж, ты жена, и не надо мне будет сватать женщину в качестве матери “Терешки”. — Нет-нет, Станислав, выполняй ты один свой долг перед молодежью. А Катерина — достойная пара. Иди, я не ревную. Веселье было уже в самом разгаре, когда Молоховский с дочерью вошли в хату Бадюли. Увидев его, парни окружили Станислава и повели разговор о том, что молодежь собралась и пора “женить Терешку”. Станислав, окинув взглядом собравшихся, ответил: — Ну что же, давайте слово молвить! Василь Деруго, рубаха-парень, лидер молодежи, звонким голосом прокричал: — “Терешку”, давайте “женить Терешку”! Этого было достаточно, чтобы предложение дружно подхватили. — “Терешку”, “Терешку”, давай “женить Терешку”! — неслось со всех сторон. Кричали все, даже старушки. “Женить Терешку” — это своего рода игра-“свадьба” со множеством невест и женихов. Впрочем, в ней могли участвовать люди всех возрастов, главное — найти себе пару... Когда гул немного утих, все без исключения на роль “батьки” “Терешки” выбрали Станислава Молоховского. “Матерью” “Терешки” вновь, как и в прошлом году, стала бойкая черноокая 45-летняя Катерина. После того как “родители” были выбраны, начиналось самое интересное и интригующее. Музыкант умолк, и в свободный круг вышли “батька” и “мать”, в обязанности которых входило сватовство. Затем Молоховский шел к ребятам, а Катерина — к девушкам. Станислав остановился около Василя Деруго и спросил его, с кем из девушек он желает “женить Терешку”? Парень не задумываясь ответил: — С Настей Васильковой! Станислав передал информацию Катерине, а та желание Василя незамедлительно передала Анастасии. Девушка радостно заулыбалась и ответила согласием. Затем Катерина вывела в круг “нареченную”, Станислав “жениха”, соединили их руки, и первая пара начала плясать “Лявониху”. Молодые танцевали так, что, казалось, дай им крылья — и они улетят в заоблачную даль. Раскрасневшиеся, радостные, они остановились, поклонились публике и, взявшись за руки, вышли из круга. Сватовство продолжалось по вышеуказанному сценарию. Одна за другой в круг входили пары, плясали “Лявониху”, и довольные друг другом парень и девушка присоединялись к тем, которые уже “оженившись”, радостные и счастливые стояли в стороне и наблюдали за оставшимися в одиночестве молодыми людьми. Труднее было с такими, как, скажем, Алексей, который желал “женить Терешку” с Анной. А она, в свою очередь, с Михаилом. Такие оставались “вне игры”, и было как-то неудобно оставлять молодых людей покинутыми, оторванными от всех. Тогда “родители” уговаривали парня и девушку “женить Терешку”, приводя веский аргумент, что такая свадьба — просто игра, и неважно, какое чувство они питают друг к другу. И молодые люди соглашались. Когда сватовство было закончено, “обрученные” пары уходили по домам. Девушки — готовить закуску, где среди прочей снеди должна быть жареная колбаса. Чтобы не ударить в грязь лицом, жена Молоховского, хоть немного и ревновала своего благоверного к Катерине, но приготовила мужу богатую для мужчины корзину. Здесь была бутылка водки, бутылка вишневки, напиток на смородине и вдобавок кольцо колбасы и кусок сала. Старалась и Катерина. Как у “матери” “Терешки”, закуска у нее должна была быть богатой. В свою корзину она положила миску с жареной колбасой, нарезала копченого сала и мяса. Обернула в полотенце тарелку, в которой были оладьи в сметане, посыпанные сахаром, не забыла капусты и огурчиков хрустящих, ну и хлеба, как водится, целую буханку. Пока прекрасная половина готовила закуску, а парни — спиртное, в доме Бадюлис была тишина. Хозяин со своими сыновьями ходили к соседям и брали столы, накрывали скатертями, готовились к приему “невест” и “женихов”. А через час-другой по деревне шагали с корзинами “женихи” и “невесты”, чтобы вскоре сесть за подготовленные столы и начать шумное веселье-”свадьбу”. Открывалось застолье речами “батьки” и “матери”, говорили тосты “женихи” и “невесты”, затем были шутки, смех и танцы до упаду. И заканчивалась эта чудесная игра далеко за полночь. Так проходила вторая ночь Рождества, которая приносила людям радость взаимного общения, объединяла и роднила их, что само по себе очень важно в развитии человеческих отношений. А они строились на взаимном уважении, помощи, поддержке, чего, кстати, не хватает в наши непростые дни двадцать первого века. Славное было времечко! Ушло оно и не вернется уже никогда. А жаль!..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter