Как товару стать товарищем?

Более 60% жалоб потребителей в БОЗП приходится на качество услуг

Чтобы не быть заложником некачественной продукции, нужен правовой ликбез

В первом выпуске нашей обновленной рубрики мы говорили, что в Беларуси практически равнозначно работают две системы защиты потребителей — государственная и общественная. И начали с первой. Сегодня речь о второй. Общественное движение в нашей стране зародилось более двух десятков лет назад, когда было создано ОО «Белорусское общество защиты потребителей». Чем живет общество сейчас, каких успехов достигло? На эти и другие вопросы отвечает председатель ОО «БОЗП» Анна СУША.

— Анна Владимировна, когда создавалась ваша организация, она была одной из немногих. Сейчас подобных организаций только в столице больше десятка. Чувствуете ли вы конкуренцию? Если да, то, может, стоить работать в каком-нибудь конкретном направлении?

— Никто никому на пятки не наступает, ведь у нас далеко еще не общество всеобщей потребительской грамотности. Даже в борьбе за клиента зарождается здоровая конкуренция, которая приводит к снижению цен и повышению качества оказываемых услуг. Добавьте к названному количеству еще почти 50 наших оргструктур по всей Беларуси и вы получите приличный охват населения. А вот узкая специализация не помешала бы делу. Приведу пример. Из столичного ОО «Защита потребителей» не так давно выделилась группа опытных юристов и зарегистрировала свое новое объединение «Правозащита». Ничего плохого в этом нет. Прежняя же организация больше стала заниматься товароведческими исследованиями.

— Куда охотнее обращаются потребители: в государственные или общественные организации? Есть ли принципиальные отличия в их работе?

— Две системы защиты работают руку об руку, дополняя друг друга. Общую политику нашего направления осуществляет Министерство торговли. Потребитель сам решает, куда ему идти. К нам за помощью, например, за неполный год обратились 15 тысяч человек. Кроме того, мы снимаем большую часть нагрузки не только с рай- и горисполкомов, но и судов. Сейчас в Беларуси районными судами стало значительно меньше рассматриваться дел о защите прав потребителей. Много дел у нас решается еще до суда, мировым соглашением.

— Возможна ли здоровая конкуренция между общественной и государственной системами в рамках законодательства?

— Возможностей у государственной системы защиты прав потребителей значительно больше: чиновников могут и уважать, и бояться. Не знаю, доходят ли у уполномоченных руки до дел потребителей, но оказывать бесплатную помощь они должны. Правда, граждане об этом знают мало.

— Соответствует ли качество товаров и услуг предъявляемым к ним требованиям?

— Не всегда. Более 60 процентов обращений приходится на качество услуг. После обобщения практики оказалось, что 5–10 % от общего числа заявленных претензий и исковых заявлений в суд приходится именно на жилищно-коммунальные услуги. Люди заказывают выполнение работ по заполнению оконных и дверных проемов, а качество работ не соответствует нормативно-технической документации. Когда заказчики обращаются к исполнителю, то слышат в ответ: а что же вы хотите, у вас кривой потолок или кривые полы.

— Но ведь не каждый потребитель может грамотно приобрести товар, заказать услуги.

— К сожалению, это так. Чаще всего покупатель не требует от продавца документ, подтверждающий факт покупки. Особенно много жалоб поступает на товары, приобретенные в интернет-магазинах: потребители не требуют проверки работоспособности товара, не берут документа об оплате, не сохраняют на бумажном носителе сведений о продавце. В случае неудачной покупки письменно об этом не заявляют, а звонят по телефону. Мы должны научить потребителей, как и где приобретать качественные товары. И создавать такую ситуацию для продавца и поставщика, чтобы завозить некачественный товар было убыточно и разорительно для бизнеса.

— Что главное в вашей работе?

— Информирование, просвещение и консультирование потребителей. Их досудебная и судебная защита, потребительское образование в вузах и общеобразовательных учебных заведениях. Это курс «Основы потребительских знаний», проведение городских и республиканского конкурсов «Основы потребительских знаний» среди учащихся, оказание юридической, экспертной помощи потребителям по урегулированию споров, связанных с приобретением некачественных товаров, работ, услуг.

— С кем БОЗП наиболее успешно сотрудничает по всем этим вопросам?

— За время существования организации сложилось деловое и доверительное сотрудничество с государственными органами, в первую очередь с министерствами торговли, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и Комитетом по стандартизации Беларуси. Неплохо взаимодействует ОО «БОЗП» с организациями, продвигающими идеи устойчивого развития и потребления, экологическими и др.

Кроме того, ОО «Белорусское общество защиты потребителей» — член Всемирной организации потребителей и КонфОП, а также тесно сотрудничает с Союзом потребителей Российской Федерации (СП РФ), Лигой потребителей Казахстана, Литовским институтом потребителей и другими международными потребительскими организациями.

— Анна Владимировна, практика защиты прав потребителей за рубежом показывает, что она прошла три стадии развития. А как обстоят дела у нас?

— Уверена, что процесс информирования наши граждане уже прошли. Сейчас мы занялись их просвещением. А дальше будем воспитывать ответственного потребителя.

------------------------------------

Результаты маркетингового исследования

Мировая мода на органические, или, проще, экологические, продукты дошла и до нас. Так, впервые в Беларуси было проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений при их покупке. Исследование проведено Центром системных бизнес-технологий «SATIO» по заказу ОО «Экодом». В нем приняли участие и эксперты БОЗП.

В Минске и во всех областных центрах было опрошено 1 000 мужчин и женщин от 18 до 60 лет с различным образованием, социальным и семейным положением, уровнем дохода.

И вот основные результаты. Оказывается, абсолютное большинство белорусов, или 95,4 %, желают покупать органические продукты. 89,4 % из них объясняют свой выбор тем, что органические продукты полезны для здоровья. Причем больше половины потенциальных покупателей (55,8 %) готовы платить за подобные продукты больше, чем за обычные. Ведь на карту поставлено не только собственное здоровье, но и благополучие семьи, особенно детей.

На вопрос о том, где бы потребители хотели покупать органические продукты, большинство, или 66,1 процента ответили, что в обычных продовольственных магазинах. На четверть желающих меньше приобретать их все же в специализированных магазинах, 13,7 процента — на рынках. Чуть более 12 процентов белорусов хотели бы, чтобы экологические продукты им доставляли только на дом.

------------------------------------

Какой должна быть информация о продукте питания

Специалисты ОО «БОЗП» рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.

При покупке импортных продуктов питания, так же, как и отечественных, необходимо тщательно изучить информацию, приведенную на упаковке.

Все реализуемые в Республике Беларусь импортные продукты питания должны иметь информацию на белорусском или русском языке.

В информационном материале должны быть указаны страна и фирма-изготовитель, состав продукта, наличие пищевых добавок, подсластителей, красителей, ароматизаторов, энергетическая ценность. Как правило, на импортных продуктах питания указывается не дата выпуска, а конечный срок реализации, то есть указанная дата и является сроком, до которого продукт считается пригодным к употреблению.

Никогда не покупайте продукты питания, в том числе сладости, жевательные резинки, на которых отсутствует вышеуказанная маркировка. Несмотря на существующие методы контроля над импортными продуктами питания, не исключено, что в торговую сеть могут поступить и продукты-подделки под марки известных фирм. Поэтому перед покупкой необходимо тщательно осмотреть упаковку. Если упаковка повреждена, изготовлена из некачественного материала, надписи на ней нечеткие, смазанные, то существует большая вероятность того, что вы приобретаете подделку. Никогда не покупайте продукты питания с рук у случайных людей. Лучше всего покупать импортные продукты питания в фирменных магазинах, крупных универсамах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter