Любой, кому уже исполнилось 16 лет, может попробовать поменять имя, фамилию или отчество

Как тебя сегодня зовут?

Любой, кому уже исполнилось 16 лет, может попробовать поменять имя, фамилию или отчество. За прошлый год загсы нашей страны сделали почти шесть тысяч записей о перемене имени, фамилии или отчества. Это на 8 % больше, чем в 2013-м. И количество желающих называться по-новому каждый год только растет.


– Чаще всего обращаются те, кто хочет получить общую с супругом или супругой фамилию. Таких у нас 64 %. Абсолютное большинство – молодожены, – рассказывает начальник главного управления юстиции Мингорисполкома Игорь Плышевский.

Очень часто новоиспеченные муж и жена остаются при своих фамилиях после свадьбы. Ведь все – путевки, билеты, страховка – оформлены на старый паспорт. Единственная проблема: когда с медовым месяцем покончено, обращаться в загс нужно уже на общих основаниях.

– Сейчас эта многоступенчатая процедура занимает два месяца. Министерство юстиции предложило внести изменения в Кодекс о браке и семье, которые позволят сократить этот срок. Если вы решите взять фамилию супруга или супруги после свадьбы, неважно, сколько времени прошло с момента регистрации, это будет считаться не переменой имени, а внесением изменений в запись акта гражданского состояния. И займет всего несколько дней, – уверяет Елена Семенюк, консультант управления нотариата и загсов Министерства юстиции. – Правда, сделать это можно только один раз.

Еще три процента из статистики приходится на тех, кто жалуется на неблагозвучность. Слизкий, Тупица, Горбик, Булдыга, даже Козлов – все эти люди в прошлом году обзавелись свеженькими фамилиями. Непонятно почему, но Ольги чаще других жаждут чего-то новенького. В этом с ними могут посоревноваться разве что Людмилы. «Плохо звучит», «неприятные ассоциации», «приносит несчастье» – каких только причин не указывают.

– Как раз сейчас рассматриваем случай Ольги, которая считает свое имя неблагозвучным и хочет называться Маргаритой. Неблагозвучность – понятие субъективное. Мы стараемся идти навстречу, если гражданин может мотивировать свое желание, – уверяет Светлана Амилькович, начальник отдела правового обслуживания граждан, организаций и идеологической работы главного управления юстиции Мингорисполкома. – Но простого «мне не нравится» недостаточно.


С новой фамилией Кирилл Вострых чувствует себя прекрасно
Что же можно считать уважительной причиной? О них говорится в Постановлении Совета Министров № 1454 от 2005 года. Неблагозвучность, трудность произношения, желание иметь общую с супругом фамилию или вернуть свою добрачную. Желание носить фамилию отчима или мачехи, отчество по имени отчима. Стремление носить имя, соответствующее избранной национальности, и другие.

25-летний Кирилл из Минска два года назад из Кулика превратился в Вострых:

– У нас произошло воссоединение семьи, и я взял отцовскую фамилию. Учился тогда на третьем курсе факультета философии и социальных наук БГУ. В университете никто особенно не удивился, только некоторые преподаватели, которые занимаются вопросами брака и семьи, расспрашивали из профессионального интереса. В ведомостях все быстро переправили, в зачетку вклеили вкладыш с новыми данными, студенческий остался прежним. Однажды привез результаты флюорографии и узнал, что в медицинском учете я все еще под старой фамилией, причем среди отчисленных. Но это быстро исправили на месте. А для меня в целом все по-старому. Новая фамилия нравится больше: красивая, лучше мне подходит и вызывает приятные ассоциации.

Самое главное для положительного исхода дела – предоставить документы, доказывающие, что есть основания менять данные. Например, хотите взять имя, полученное при крещении, – принесите свидетельство из церкви. Пусть будет хоть вагон свидетелей, уверяющих, что Ирину все поголовно называют Оксаной, без бумажек это не поможет.

– За 2014 год мы отказали 39 раз. Например, Татьяна хотела стать Данте, потому что для нее это «удобнее в быту». Светлана – Миланой (говорит, собственное имя преследовал злой рок). Милана, кстати, популярное имя у заявителей, – замечает Светлана Амилькович.

Зинаида безуспешно пыталась сделаться Диной, Юлия – Вестой, Григорий – Рихором, Василий – Вадимом. Парни, к слову, гораздо реже стремятся переименовываться.

Нужно понимать, что все это очень серьезно. Целый пакет документов нужно будет обновить. Могут возникнуть дополнительные сложности с получением наследства. Для мужчин это также означает автоматическое изменение отчества его ребенка.

P.S. За прошлый год 2167 минчан обратились с заявлением о перемене имени, фамилии или отчества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter