Как сыграет первая пятерка?

«Бобруйский машиностроительный завод», волковысский «ВолМЕТ», барановичский «Бархим», «Лидский литейно–механический завод» и «Речицкий текстиль» — государственные пакеты акций этих ОАО будут проданы в этом году...

«Бобруйский машиностроительный завод», волковысский «ВолМЕТ», барановичский «Бархим», «Лидский литейно–механический завод» и «Речицкий текстиль» — государственные пакеты акций этих ОАО будут проданы в этом году. Соответствующее распоряжение подписано Президентом. Пятерка предприятий не относится к самым лакомым активам экономики, т.н. «голубым фишкам». Но это вполне крепкие середнячки второго эшелона. По мнению представителей Госкомимущества, максимально открытая и успешная приватизация пяти акционерных обществ станет «маяком» для привлечения эффективных собственников на другие запланированные Правительством к продаже предприятия.


Инвестиционный интерес


Первый заместитель председателя Госкомимущества Сергей Пятков в беседе со мной подчеркивает, что процессы приватизации, которые курирует комитет, прозрачны. Перечни предприятий, подлежащих разгосударствлению, информация о проведении конкурсов и аукционов оперативно публикуются на сайте www.gki.gov.by и в прессе. Но чтобы обеспечить дополнительные гарантии открытости и законности, к приватизации пяти ОАО будут приглашены авторитетные консультанты. На приглашение уже откликнулись компания «Эрнст энд Янг», частное предприятие «КПМГ» и инвестиционная компания «Юнитер». «Благодаря участию консультантов мы также рассчитываем расширить круг потенциальных инвесторов. Таких, которые станут эффективными собственниками, будут вкладывать средства в развитие», — объясняет Сергей Пятков.


Собеседник добавляет, что пятерка ОАО привлекательна для инвесторов, «в беседах с представителями бизнеса названия этих предприятий упоминались». Кто же проявляет интерес к нашим промышленным активам? Сергей Пятков не называет конкретные компании, но говорит, что это в основном иностранные инвесторы. «Не только российские, — отвечает на уточняющий вопрос первый зампред Госкомимущества. — Есть интерес со стороны немецких, шведских, голландских, швейцарских, американских компаний».


Самый привлекательный актив, по мнению аналитиков, — «Бархим». Во–первых, у этого ОАО лучшие из всей пятерки финансовые показатели. По итогам 9 месяцев 2009 года (данные за весь 2009 год еще не опубликованы Минфином. — Прим. ред.) прибыль «Бархима» составила 1,57 млрд. рублей. Для сравнения: прибыль «Речицкого текстиля» — 165 млн. рублей. А Бобруйский машиностроительный завод, «ВолМЕТ» и Лидский литейно–механический завод закончили III квартал 2009 года с убытками. Во–вторых, барановичский завод когда–то был известным и крупным производителем бытовой химии в СССР. А сегодня — это предприятие–монополист на внутреннем рынке. Аналогичную продукцию в стране больше никто не выпускает. Правда, конкурировать с импортными изделиями «Бархиму» непросто. Остро нужны инвестиции.


Не менее остро они необходимы и другим предприятиям.


«Износ основных фондов у нас составляет 80 процентов, — рассказывает мне директор завода «ВолМЕТ» Валентин Лисок. — Нам очень сложно соперничать по цене с аналогичными замочно–скобяными изделиями азиатских производителей. Для обновления мощностей требуется как минимум 10 миллиардов рублей. У самого предприятия таких денег нет».


«Чтобы удержать позиции на рынке СНГ в борьбе с российскими и украинскими компаниями, нам также необходимо обновить производственные мощности, — не скрывает замдиректора по коммерческим вопросам Бобруйского машиностроительного завода Вячеслав Рынейский. — Точный объем требуемых инвестиций пока просчитывается. Но могу сказать: это очень существенная сумма».


Результат дороже денег?


Может ли приватизация не только обновить основные фонды наших предприятий, но и стать весомой статьей пополнения бюджета? Этот актуальный вопрос адресую финансовому аналитику Сергею Чалому.


«Думаю, не столь уж важно, сколько получит государство от приватизации предприятий. Я думаю, что некоторые наши заводы можно продать, как это когда–то происходило в ГДР, условно говоря, за 1 рубль. Стратегическая задача в другом: привлечь эффективный менеджмент, новую культуру управления, — высказывает мнение собеседник. — Ведь сегодня даже в нашей банковской отрасли, передовой по сравнению с многими, производительность труда, по разным оценкам, в 2 — 3 раза ниже, чем в западных банках. На предприятиях промышленности это отставание еще больше».


С.Чалый добавляет, что некоторые заводы сегодня формально остаются в собственности государства, не приватизируются. Но реально их площади почти распроданы. Часть цехов, административных зданий «отчуждали» сами директора, либо недвижимое имущество арестовано и реализовано через суд в счет погашения долгов. (Кстати, на эту опасную тенденцию обращала внимание «СБ» в материалах о Минском приборостроительном заводе, Борисовском заводе «Металлист».) «То есть идет тихая, завуалированная приватизация. Кому–то она позволяет чувствовать себя рантье: ничего не делать и получать доходы от продажи, перепродажи и сдачи в аренду заводских площадей. Но ведь производство при этом тает, коллектив сокращается, зарплаты падают. Очевидно, такой сценарий не в интересах государства. Куда лучше продать хромающее предприятие не кусками, а единым имущественным комплексом. Серьезным покупателям, а не фирмам, спекулирующим с недвижимостью», — под этими словами моего собеседника, думаю, многие подпишутся. Заводам нужны стратегические инвесторы, а не рантье.


Траектория валютного потока


Еще один актуальный вопрос. Поможет ли приватизация поправить отрицательное сальдо платежного баланса? Ведь именно недостаток валюты из–за превышения импорта над экспортом вынуждает Правительство и Нацбанк прибегать к внешним займам. Катастрофы в этом нет: за рубежом кредитуются многие экономики. Но очевидно и то, что кредиты нужно возвращать и проценты тоже.


«Конечно, какая–то валюта за акции в страну поступит. Но это разовые платежи. Чтобы решать проблему платежного баланса системно, надо создавать валютный поток, — С.Чалый развивает свою довольно любопытную мысль: — В последние годы наибольший объем иностранных инвестиций поступил в банковскую сферу, мобильную связь и розничную торговлю. Да, в страну вроде бы пришла валюта. Но давайте смотреть чуть дальше. Упомянутые сектора ориентированы сугубо на внутреннего потребителя. Они не могут генерировать валютную выручку. Напротив — валюта, хотим мы того или нет, уходит из страны. Посмотрите, например, на гипермаркеты, которые стали крупными каналами продвижения импорта. Вышки для мобильной связи, сотовые телефоны — опять же импорт...» По словам аналитика, генерировать желанный финансовый поток (не из страны, а в нее) могла бы грамотная приватизация производств, ориентированных на экспорт. «Цель будет достигнута и в том случае, если новые собственники, не снижая объемы выпуска продукции, сократят закупки промежуточных товаров. Иначе говоря, добьются того, что на каждое готовое изделие потребуется меньше нефти, газа, металлов, деталей и комплектующих из–за рубежа».


«Вот на такую приватизацию, которая поможет увеличить экспорт либо безболезненно снизить импорт, и надо делать ставку», — считает аналитик.


Кстати, в Госкомимуществе отмечают, что все 5 ОАО, которые выставлены на продажу, значительную часть продукции экспортируют. А два из них — Бобруйский машиностроительный и Лидский литейно–механический заводы — за рубеж поставляют львиную долю того, что производят. В прошлом году бобруйское предприятие на внешние рынки продало 71 процент выпущенной продукции, лидское — 75 процентов. Однако очевидно: без инвестиций эти цифры трудно не то что увеличить, но даже сохранить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter