Как стать звездой

О родительском энтузиазме

Моя знакомая Н. отвела малыша на занятия по фигурному катанию — недешевые, надо сказать. «Что там творилось! — делилась она впечатлениями. — Некоторые родители пришли с установкой целенаправленно растить будущих звезд. Оплачивали дополнительные занятия, завоевывали «бонусы» у тренера — казалось, что это занимаются не малыши начального уровня, а идет как минимум подготовка к Олимпиаде. Естественно, в группе сразу появилась элита, которой уделялось больше внимания. И главным критерием попадания в нее были не столько умения ребенка, сколько пробивной энтузиазм мам и пап».


Казалось бы, родительский энтузиазм и есть та опора, на которой базируются детские достижения. Именно он толкает оплачивать портфолио своих отпрысков и размещать их за энную сумму в банках данных агентств, занимающихся подбором малышей для съемок в рекламе и кино. Он побуждает водить чад на различные кастинги и конкурсы. Сегодня же «засветиться» можно чуть ли не с рождения — например, поучаствовав в ежегодном конкурсе–«забеге» на самого быстрого ползунка. Ну как тут не начать суетиться?


Прошло детское «Евровидение», за которым с азартом и умилением наблюдала целую неделю вся страна. У каждого из участников путь на песенный конкурс был своим, но, когда читаешь биографии юных певцов, в каждой между строк видятся родительские чаяния и усилия. «Начал заниматься пением с трех лет, вышел на сцену в четыре». Понятно, что самостоятельно ребенок не способен принимать такие решения. Значит, кто–то нашел время, чтобы помочь раскрыться, не упустил момент, выбрал нужного учителя, пожертвовал какими–то своими взрослыми интересами ради детских. На поверхности и иные примеры того, что успехи детей невозможны без труда родителей: сложно переоценить роль папы в судьбе теннисиста Максима Мирного, мам — в блестящей карьере гимнастки Алины Кабаевой и балерины Ульяны Лопаткиной. С другой стороны, не все ведь становятся чемпионами, звездами сцены и участниками «Евровидения»! Как же найти ту грань, которая отделяет необходимость реализовать талант малыша от эгоистичных родительских амбиций?


Во времена моего детства считалось: подрастешь, пойдешь в школу и сам выберешь, что тебе по душе. Сегодня же ждать, пока ребенок сам изъявит желание попробовать себя на том или ином поприще, — значит безвозвратно терять время. Ребенок теперь — это не «несовершенный взрослый», как считалось в прошлом веке, а полноценная личность со своими потребностями и запросами. Вот только удовлетворить их самостоятельно он, увы, не может. А потому на родительские плечи ложится дополнительный груз ответственности. И это действительно, как говорится, «давит на мозги». Детская «инфраструктура» развивается не по дням, а по часам, подпитываемая готовностью пап и мам вкладывать в своих отпрысков. Кружки, студии, театры, развивающие школы, развлекательные центры, детские дискотеки и кафе, книги, журналы–телеканалы, конкурсы, сайты, компьютерные игры, модные брэнды — и все это рассчитано на потребителей буквально с пеленок. В бассейн — с шести месяцев, на развивающие занятия — в год, на фитнес — в два, в изостудию — в три. Считается, если к школе у ребенка не накопился багаж умений–впечатлений–достижений, значит, родители поленились, а сверстники ушли вперед.


Но вот определить, где зарыт талант, непросто! В итоге мы и получаем примеры, когда взрослое желание — «сделать звезду» несмотря ни на что — идет вразрез с потребностями и возможностями конкретного маленького человека. Может быть, стоит держать себя в руках и не «заигрываться»? Ведь излишний энтузиазм сведет на нет все усилия. Именно он — те шоры, которые способны помешать увидеть божью искру. А она, говорят, есть в каждом малыше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter