Как стать Левшой?

Жила в середине прошлого века в Беларуси Алена Киш.
Жила в середине прошлого века в Беларуси Алена Киш. Не имея своего угла, ходила по хатам, рисовала коврики на холсте - с девами и райскими садами. Народу это нравилось, но на хлеб мастерице не хватало. Впечатлительная душа художницы не выдержала, и в 1949 году она утопилась. Долгое время ее творчество оставалось в забвении. Расписные ковры пылились по чердакам. И лишь в последние десятилетия все вдруг, как по мановению волшебной палочки, переменилось: о творчестве Алены Киш не только вспомнили - его признали шедевром так называемого "наивного искусства", то есть искусства народного, а талант автора - уникальным. Соответственно ценность (и цена) ее произведений сменила свой знак с минуса на плюс: ими заинтересовались музеи и владельцы частных коллекций, готовые выложить немалые суммы за то, что теперь стало называться предметом искусства. Вот и возникает вопрос: что же такое традиционное народное творчество? Пережиток прошлого? А может, путь в будущее? Об этом мы размышляем с председателем Белорусского союза мастеров народного творчества, лауреатом Государственной премии Беларуси, доктором искусствоведения Евгением САХУТОЙ.

- Евгений Михайлович, получается, Белорусский союз мастеров народного творчества - в некотором смысле пасынок в семье отечественных творческих объединений: даже собственного помещения не имеет.

- Ошибочное впечатление. По сравнению с коллегами мы оказались в лучшем положении. Чтобы понять, почему, сделаю небольшой экскурс в недавнее прошлое.

Наш союз возник в 1992 году: думаю, многие помнят тот сложный период - не до культуры стало тогда государству. Про народных мастеров вообще не вспоминали: выживут так выживут, нет так нет. Творческие союзы были брошены на произвол судьбы - у них не хватало денег на содержание помещений, штатов сотрудников, оплату коммунальных услуг. Мы же ничего этого не имели, а потому решали только творческие проблемы.

В советские времена народными мастерами занимались все, кто хотел, и никто толком - ни Министерство культуры, ни областные центры народного творчества, ни отделы культуры местных исполкомов. Существовала практика "украшать" разные помпезные мероприятия, которых тогда хватало, выставками работ народных мастеров. Причем внимание организаторов обычно концентрировалось вокруг одних и тех же умельцев: знает, скажем, областной отдел культуры десятка два-три имен - и приглашает раз за разом только этих мастеров. Остальные работали, как Бог на душу положит. Если вообще работали. Многие творчество бросали, потому что традиционная культура воспринималась либо как экзотика, либо - в понимании большинства населения - как некое проявление отсталой сельской жизни. В то же время у наших соседей-литовцев объединение народных мастеров существовало. А нам постоянно что-то мешало.

Конечно, энтузиасты, специалисты изучали традиционную культуру. Но, как водится, поначалу все ожидали помощи государства. Не дождались. И тогда взялись за дело сами, потому что понимали: если не сейчас, то никогда - народная культура просто исчезнет.

К счастью, с обретением Беларусью независимости наконец начали осознавать: традиционная культура - не атрибут прошлого, а национальное достояние. Причем достояние уникальное! У нас "законсервировались" формы традиционной народной культуры, во всей остальной Европе уже утраченные.

- Короче, нет худа без добра?

- Именно так. Но и белорусы не спят: в рыночных условиях традиционная культура интенсивно заменяется индустриализованными формами.

Союз всегда ставит реальные задачи, с которыми может справиться самостоятельно, без особых финансовых вливаний. Мы объединили народных мастеров, предложили им квалифицированную помощь специалистов. Но самое главное - при содействии союза народные мастера востребованы на государственном уровне, включены в контекст современной белорусской культуры.

Некоторое время государство через Министерство культуры и Конфедерацию творческих союзов немного помогало творческим объединениям, но только для проведения конкретных акций - скажем, организации фестиваля, праздника, выставки. Потом и этого не стало. Короче говоря, живем, надеясь только на самих себя.

- Надеяться на себя, наверное, не самый плохой вариант. По крайней мере, в сегодняшних условиях наиболее надежный.

- Так оно и есть. Поэтому и результат налицо. Удалось сделать немало. Можно вспомнить и две национальные выставки, и ставшие традиционными ежегодные выставки "Калядныя ›зоры", и тематические пленэры, и яркие фольклорно-этнографические праздники. Кстати, теперь стремимся организовывать свои мероприятия не в Минске, а подальше, нередко в настоящей глубинке. В столице народ зрелищами уже избалован, а в провинции, может, никогда того, что мы предлагаем, люди без нас и не увидят. Практика показывает: эффективность выставок в областных и районных центрах - выше. Например, рассказывали, что, если в Гродно в историко-археологическом музее планируется наша выставка, экскурсии расписываются на несколько месяцев вперед.

- Каждый ли, кто умеет изготавливать что-то необычное собственными руками, имеет право называться народным мастером?

- Нет, конечно. И определиться здесь несложно: если в творчестве присутствует традиция - оно относится к традиционному народному искусству. Все остальное подпадает под категорию "самодеятельность". Случается, в голове у мастера наблюдается некоторая творческая каша, но мы видим, что душой он все же стремится к традиции. Тогда мы принимаем его в "свои" и начинаем учить. Занимаемся фактически с каждым персонально: народные мастера - товар штучный.

- Евгений Михайлович, вы говорите: не болит голова у того, кто не имеет собственности. Однако, думается, такое положение тормозит процесс дальнейшего развития вашего дела?

- С 1994 года наш союз сотрудничает с Белорусским национальным техническим университетом, а заодно и "квартирует" в его помещениях. Руководство этого учебного заведения понимает, что из малокультурного и однобоко образованного человека хороший, глубокий, с творческим подходом специалист не получится. А потому в университете поставлена задача гуманизации образовательного процесса. Сейчас в БНТУ работает созданный при нашем непосредственном участии Центр этнографии, фольклора и ремесел, специалисты которого обучают навыкам традиционных народных ремесел студентов и преподавателей, помогают организовывать выставки, фольклорные праздники. Налажено плодотворное сотрудничество, которое, надеюсь, успешно продолжится и дальше.

Действительно, собственного угла мы пока не приобрели. Да разве только это? Сегодня Беларусь, может, единственная в Европе страна, не имеющая национального музея народного искусства. В соответствии с Государственной программой поддержки традиционной культуры, принятой в 1998 году, музей должен открыть свои двери в 2005 году, но сегодня это нереально. Тем не менее я верю, что музей у нас все же будет. Необходимость этого осознана многими: и простыми людьми, и теми, от кого непосредственно зависит принятие соответствующих решений. Частично материалы для экспозиции уже собраны. Чтобы сформировать ее полностью, необходимо возобновить научные экспедиции по стране.

- А сохранились ли еще те сокровища, на поиск и сбор которых стоит тратить государственные деньги?

- Сохранились. Хотя надо признать: предшествующие поколения не очень ценили то богатство, что десятилетиями хранилось по сундукам в сельских хатах. Многое вывезено за границу, особенно в западных районах. Бывало, дадут бабульке какую-нибудь синтетическую шальку, а взамен заберут полный комплект старинных уборов. Иной раз старики могли и просто подарить старинные вещи таким визитерам: мол, немодные - ни детям, ни внукам не нужны...

- Получается, в последнее время дети и внуки все же несколько поумнели...

- Я бы сказал, произошел поворот на 180 градусов. Если раньше все народное воспринималось как символ отсталости, то сейчас, без преувеличения, это элемент элитарности. Кстати, обратите внимание, современные молодые люди гордятся не только знанием английского или японского языка: нынешние "правила хорошего тона" предполагают безупречное, свободное владение белорусским языком - и никакой вам здесь уже "деревенщины"! В нашем союзе полтысячи мастеров, и подавляющее большинство из них - молодежь.

Конечно, жизнь диктует свои условия. Вещи, что когда-то изготавливали наши предки, по своему назначению относились к предметам быта или являлись элементами обрядности. Сегодня на первый план выходит декоративная функция. Однако и в работах современных мастеров сохраняется главное, хоть и неуловимое, - дух белорусских народных традиций. Именно он - бессмертен.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter