Как стать богатым? И победить коррупцию

Эта типичная и поучительная для наших дней история началась в далеком уже 1946 году, когда благодаря решению Советского правительства на базе завода «Сибсельмаш» в Новосибирске был создан завод «Реминструмент».

Специализацией нового завода стало производство слесарного инструмента для бурно развивавшейся тогда автомобильной промышленности СССР. В число крупных и постоянных клиентов «Реминструмента» входили АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Серпуховской и Ликинский автомобильные заводы. И, несмотря на все дальнейшие передряги, включая перестройку и рыночные реформы, предприятие своих клиентов не потеряло.
А в 2005 году, когда экономические условия, казалось, благоприятствовали дальнейшему росту производительности и прибыльности завода, его директор Василий Иосифович Степах серьезно озаботился скупкой акций своего предприятия со стороны некоего ЗАО «Статус-Капитал».
Трудно сказать, что послужило причиной такой озабоченности: личная обида на предприимчивых скупщиков, нежелание делить ответственность за предприятие с новыми акционерами, конфликт отцов и детей или что-то еще. Но выход из ситуации им был найден простой и кардинальный – призвать на помощь антирейдеров под руководством Бабаева Азера Кахрамана Оглы из подмосковного города Долгопрудного.
ООО «Навигатор», созданное в июле 2005 года, быстро отыскало 45 млн рублей и за эту сумму приобрело контрольный пакет акций ОАО «Реминструмент». Тут бы и договориться новым и старым собственникам, как дальше совместно работать и извлекать прибыль на новосибирской земле, но не получилось.
Новый генеральный директор (ныне уже покойный) Липатов Игорь Игоревич, представитель интересов «Навигатора», приехал в Новосибирск, если верить официальным документам, из небольшого, но уважаемого в Подмосковье города Чехова и сразу же развернул бурную активность. Уже 1 ноября 2005 года, буквально через две недели после назначения, он от лица предприятия заключил договор займа с компанией «Си Бейс (Гонконг) Лимитед» на сумму 400 000 долларов США и сроком до 21 декабря 2008 года под 10% годовых. А уже 29 марта 2006 года (т.е. через четыре месяца) господин Липатов досрочно погасил этот кредит – за счет продажи «гонконгским дядям» всех производственных площадей и находящегося на них оборудования.
Сделка проводилась как обменная операция – то есть от официальной  балансовой стоимости завода в 17 млн рублей (примерно 616 тысяч долларов) следует еще вычесть 416 тысяч долларов (возврат кредита и проценты). Итого «в сухом остатке» 200 тысяч долларов достались «родному» юридическому лицу, а все оборудование и производственные площади в размере 100 процентов – далекому, но не менее родному «Си Бейс (Гонконг) Лимитед».
Позднее  проданное  имущество  было  оценено  независимым  аудитором в 150,6 млн рублей (5,68 млн долларов). Эта оценка подтверждена и заключением территориального управления Росимущества. То есть завод продали в 10 раз дешевле минимально возможного, а цена продажи площадей (даже без учета находящегося там оборудования) составила около 11 долларов США за квадратный метр, то есть примерно в три раза меньше стоимости их месячной аренды.
Китайский след, пресловутая «триада»? Вряд ли, ведь можно было поступить еще проще, взяв аналогичный кредит и у ООО «Навигатор». Но тогда пришлось бы платить налоги со сделки. А этого кое-кто из наших соотечественников очень не любит. Принципиально и системно.
Тем временем «антирейдерство» продолжалось. 6 апреля 2006 года сделка была одобрена советом директоров. Ведь председателем этого совета от ООО «Навигатор» была не кто-нибудь, а член Московской коллегии адвокатов (регистрационный номер 77/2617) Скалон Ирина Владимировна. И пусть у нее не было никакого опыта руководства подобным уникальным предприятием – все равно в наше время гораздо выгоднее быть не только адвокатом в Москве, но и председателем совета директоров ОАО в Новосибирске. Это очевидно.
Но и на этом деятельность «антирейдеров» не прекратилась.
9 июня 2006 года указанная выше гонконгская фирма подписала с руководством предприятия договор о сдаче приобретенных ею площадей в аренду. За счет издержек аренды стала снижаться официальная прибыль и соответственно сокращаться налогооблагаемая база предприятия. То есть кто-то фактически получил возможность выводить часть прибыли в виде арендных платежей, по-видимому, не платя за это никаких налогов государству.
25  октября  2006  года  ОАО «Реминструмент» наконец-то (!) почтил своим вниманием Сергей Семка, руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области. Он побывал на предприятии и остался весьма доволен увиденным, услышанным и осязаемым. За визитом последовала – уже в ноябре 2006 года – встреча в рабочем кабинете высокого областного чиновника, на которой представители владельцев контрольного пакета предложили «антирейдерам» «закрыть вопрос» – докупив у них оставшиеся 60% акций за 12 млн рублей. Вот, собственно, и все.
Нет, конечно, сибиряки сопротивлялись. Судебные тяжбы начались по весне 2007 года и продолжаются до сих пор. Нет смысла перечислять всех ходатайств, закрытых и вялотекущих уголовных дел. Просто потому, что результат их – ноль. Высокие государственные инстанции установили отсутствие признаков злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ),  уклонения от уплаты налогов (ст. 199),  присвоения и растраты (ст. 160).
А уж о ст. 159 (мошенничество) и ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем) даже речи не заходило. Зачем проверять происхождение средств, использованных на покупку контрольного пакета предприятия, стоит ли выяснять, кто конкретно, сколько и когда платил государству по факту перечисленных выше сделок? В виде официальных налогов, конечно. Репутация новых собственников контрольного пакета оказалась вне подозрений, и местная исполнительная власть на пару с судебной лишний раз это подтвердили.
Есть у государства такая роль – роль арбитра, но почему-то зачастую номинальный арбитр помогает больше тем, у кого большие финансовые и, как следствие, лоббистские возможности. Нет больше добра и зла, а есть только различные финансовые величины. Получается, что в России можно по-прежнему вполне легально грабить, лишать имущества, уводить деньги за границу и не платить налоги. А что же остается в таком случае самому государству?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter