Как становятся католическими священниками?

Корреспондент “НГ” побывала в Гродненской духовной семинарии и узнала ответ на этот вопрос

Когда мы выбираем будущую профессию, то чаще всего думаем о ее востребованности на рынке труда. Иногда следуем за своей мечтой или семейными традициями. А как человек принимает решение посвятить свою жизнь служению Богу?

За массивными воротами — иная жизнь. Со своими правилами и законами. Не сразу решаюсь войти. Кажется, не до конца понимаю, куда иду и как себя надо вести, а уж тем более о чем говорить. Пришлось долго думать и над тем, что надеть. Но все-таки переступаю порог. И оказываюсь в тихом ухоженном дворе со множеством цветов.

Меня встречает молодой человек в длинной черной рясе. В жару это первое, что бросается в глаза. В доброжелательной улыбке и немного вопросительном взгляде читаю: “Какими судьбами?”. Понятно, что сюда не каждый день приходят девушки, поэтому сразу объясняю цель визита. Светлые желто-белые стены, стенд с наградами и фотографиями, крутая лестница... Подняться по ней на каблуках — уже испытание. Наконец оказываемся в одной из комнат. Мне здесь все нравится — большое окно, диван, “домашний” стол и чашка ароматного кофе с конфетами. Так здесь встречают гостей.

Учеба и молитва

В Гродненской духовной семинарии молодые священники учатся шесть лет. Как и обычные студенты, сдают сессию: зимой и весной. Их так же “мучают” на экзаменах, за неуспеваемость могут и отчислить. Практику проходят в приходах епархии, участвуют в паломничествах.

За годы учебы клирики (так здесь называют студентов) изучают философию, теологию, психологию, этику, духовную музыку, иностранные языки (латынь, греческий, английский, итальянский, польский), специальные предметы. Много времени проводят, читая молитвы, изучая Священное писание, жития святых, труды отцов церкви. День будущих священников начинается в половине седьмого утра. Утренняя молитва. Потом завтракают и к 9 часам идут на занятия — около пяти пар, каждая по 45 минут. После обеда есть два часа свободного времени. Клирики имеют возможность заниматься спортом. В семинарии есть своя футбольная команда, игроки которой гордятся своими победами. Организована музыкальная группа, которая выпустила уже не один диск. В шесть вечера снова молитва — перед ужином, а в полдесятого — еще одна, вечерняя. Ложатся спать около одиннадцати часов вечера.

Не каждому дано

 По мнению отца Яна Радюка, быть священником — это не профессия. В строительной или любой другой отрасли люди выбирают. Здесь же все связано с призванием. А дает его только Бог.

 — Как говорил блаженный Папа Ян Павел II: “Призвание — это дар и тайна. Дар, который нам дает Бог, и тайна, к которой прикасается человек”, — говорит отец Ян.

Но как почувствовать в себе эту силу, как понять, что это твой путь, и не пропустить знак судьбы? По мнению отца Яна, молния с неба не бьет — все намного проще. В какой-то момент человек понимает, что нужен именно здесь...

— Каждое воскресенье с восьми лет я ходил с родителями в костел, — рассказывает священник. — Со временем начал понимать, что это моя дорога. Трудно сказать о каком-то определенном моменте, когда я почувствовал голос Божьего призвания. Это все приходит само, в нужное время.

Сила воли равна силе веры

 Денис Бразинский — один из семинаристов. Учится на четвертом курсе, до вступления на путь веры говорил всем, что пойдет в цирковое училище. Чтобы не приставали ни с вопросами, ни с советами. Такой выбор — дело очень личное.

— Никому не рассказывал, где собираюсь учиться, — говорит Денис. — Ни учителям, ни знакомым. Мне была неприятна реакция людей после того, как они узнавали о моих планах. Когда поступал в 2009 году, на первом курсе было 14 человек, сегодня осталось всего 6. Многие уходят — не выдерживают. Кстати, после окончания первого курса обучения студент может взять академический отпуск. Целый год он живет дома, общается с друзьями. За это время он должен определиться, понять и выбрать правильный путь.

Учеба в семинарии — это не совсем жизнь за высоким забором. Гулять по городу студенты могут два раза в неделю. Что же касается гостей, то их здесь рады видеть хоть каждый день. Правда, звонить родным и друзьям приходится с таксофона, мобильника в кармане будущего священника не найдешь. Но как альтернатива в компьютерном классе есть интернет. Первые два года студенты семинарии ходят в обычных костюмах, привезенных из дома, а вот начиная с третьего носят рясу. Клирики негативно относятся к алкоголю, да здесь это просто запрещено. Что же касается курения, то поблажки есть. На территории семинарии для этого специально отведено место. Как объяснил отец Ян, запретить курить человеку, когда он зависим, сложно. Но в семинарии делается все для того, чтобы помочь молодым людям избавиться от вредной привычки.

Первым делом — самолеты

 Признаться, я не могла не задать свой главный вопрос: а как же прогулки под луной с девушками? Как же звонки по пять раз в день и SMS на ночь? Наверное, мне сложно это понять, тем более когда видишь перед собой красивого юношу.

 — Да, у меня до поступления в семинарию была девушка, — признается Денис. — Но здесь важно понять другое: ты выбираешь этот путь, а значит, принимаешь все, что он с собой несет. Ты должен смириться, понять, является ли твой выбор осознанным. Если ты тверд в решении, все дается намного легче.

Не буду лукавить, обычному человеку понять и принять такое сложно. Тем более что ты погружаешься в здешнюю жизнь всего на два часа. Но одно понимаешь точно: священники — сильные люди...

Тест на зрелость

 Гродненская высшая духовная семинария была основана в 1990 году архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. За 22 года существования она выпустила более двухсот священников, которые работают в епархиях Беларуси, России, Украины и Казахстана. Семинария имеет статус высшего учебного заведения, однако порядок поступления сюда несколько проще, чем в обычный вуз. Абитуриентам необходимо лично подать документы, причем в списке не только аттестат, военный билет, медицинская справка, но и свидетельства о крещении, венчании родителей, а также характеристика от настоятеля местного прихода. Потом абитуриент сдает экзамен в форме тестирования, которое включает в себя основные вопросы Катехизиса, учения Католической церкви и Святого Писания. Этот тест дает возможность человеку разобраться, туда ли он пришел. Причем задания состоят из таких вопросов, ответы на которые должен знать верующий человек.

По словам отца Яна, нельзя точно сказать, каков “план ежегодного набора” студентов-семинаристов. Это может быть и три студента, и двадцать. Ведь никто не может знать, сколько именно молодых людей услышат голос свыше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter