Как создавался белорусский Детский правовой сайт

Уникальный интернет-продукт, не имеющий аналогов в Беларуси, с детства формирует правомерное поведение маленьких граждан

Уникальный интернет-продукт, не имеющий аналогов в Беларуси, с детства формирует правомерное поведение маленьких граждан

Воспитание гражданина, в том числе правовое, начинается с юных лет. Уже давно не секрет, что именно в детстве немало маленьких граждан нашей страны осваивают интернет — один из самых доступных сегодня источников получения информации.

В Беларуси решили использовать оба факта на благо общества: в нашей стране пятый год работает Детский правовой сайт. Как он создавался, что представляет собой и каким образом функционирует, рассказал “Народной газете” первый заместитель директора Национального центра правовой информации Беларуси (НЦПИ) Александр ГАВРИШ.

— Александр Николаевич, начнем с азов: что такое Детский правовой сайт?

— В августе исполнилось четыре года с момента, когда в сети интернет появился Детский правовой сайт — http://mir.pravo.by. Этот проект был реализован НЦПИ по инициативе Администрации Президента Беларуси. На сайте в увлекательной и доступной форме мы рассказываем о законодательстве Беларуси, о правах и обязанностях граждан страны. На наш взгляд, с созданием сайта в стране завершено формирование правовой интернет-системы, охватывающей сферу правовых интересов как взрослых, так и детей. Наравне с Национальным правовым интернет-порталом Детский правовой сайт интегрирован в комплекс мероприятий, направленных на получение знаний о праве, а также на профилактику правонарушений в подростковой среде.

— И что он из себя представляет?

— По структуре интернет-ресурс состоит из игровой и информационной частей. Именно игра способствует пробуждению интереса к познанию окружающего мира, активизирует и развивает интеллектуальные способности, динамику мышления. При этом учтен разный, а чаще всего недостаточный уровень правовых знаний юных пользователей. Поэтому, чтобы они могли выиграть и попасть в первые строчки таблицы рейтинга, на помощь приходит информационная часть сайта — “Библиотека”. Здесь наши маленькие посетители могут почерпнуть знания из различных областей права. “Библиотека” содержит такие тематические разделы, как “Путешествие в прошлое”, “Наше государство — Республика Беларусь”, “Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях”. Они рассказывают о происхождении белорусской нации и государственности, истории белорусского права, государственном устройстве, органах власти и управления, государственных символах, наградах и героях страны.

По-своему интересны разделы “Новости”, “Юридическая азбука”,  “Правовые лабиринты”. “Библиотека” также содержит материалы, касающиеся личной безопасности, правил дорожного движения, правового регулирования вопросов досуга, другую разнообразную справочную информацию из области права.

— Каким образом ребенок сможет понять столь специфическую информацию? Ведь ответить на “взрослые”, насыщенные специальными юридическими терминами вопросы понятным ребенку языком — задача в принципе не из легких...

— Структура информационной части сайта “Библиотека” представлена в виде списка названий разделов, размещенных на главной странице этой части. Следует отметить полноту и разнообразие тематики, достаточно высокий уровень оформления. Правовая информация адаптирована для детского восприятия, что делает ее доступной, просто говоря, понятной. Не случайно данная часть сайта вызывает большой интерес не только у детей, но и у взрослых. Особый интерес представляет также раздел “Конкурсы и викторины”.

Именно игровая часть является основным достоинством этого уникального информационного продукта. Аналога среди отечественных ресурсов нет. Такой подход позволяет посетителям получать пошаговое юридическое воспитание, формировать правомерное поведение. На сайте отдельные игровые сценарии объединены в общий сюжет. Причем ребенок может сам влиять на развитие ситуации и видеть результат, ведь в реальной жизни такие эксперименты чаще всего рискованны и недопустимы. Кроме того, игра интересна тем, что в ней нет фиксированного финала. В психологии это называется “эффектом Шахерезады” — незавершенности, что пробуждает интерес и стремление продолжать игру.

— Александр Николаевич, насколько Детский правовой сайт может действительно оказать положительное влияние на уровень правовой грамотности  детей, развитие их интеллекта?

— Наш ресурс имеет значительные преимущества перед стандартными, ставшими привычными способами распространения правовой информации: мы постоянно совершенствуем его содержание, стараемся заинтересовать как можно большее количество детей. Уверен, это может качественно изменить ситуацию с правовой грамотностью. И, соответственно, воспитывать законопослушных, культурных граждан страны, формировать у них соответствующие нормы поведения в гражданском обществе. Общественная же его миссия как инновационного проекта заключается в повышении качества правового образования и воспитания детей и молодежи посредством использования современных информационных технологий. Информационная, игровая, конкурсная части ресурса ориентируют пользователей в мире права, помогают сделать этот мир понятным, доступным, интересным и необходимым в жизни каждого маленького гражданина нашей страны.

 Проверено “НГ”

Чтобы не быть голословными, журналисты “Народной газеты” решили лично убедиться в эффективности ресурса. С чисто практической точки зрения нас интересовали два раздела — “Общественная приемная” и “Форум”.
В “приемной” попадаются интересные вопросы на насущные темы.

“Я являюсь выпускником колледжа и вхожу в категорию “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей”. По распределению я направлен на работу в г. Жодино. У меня нет жилья ни в этом городе, ни в деревне, где я жил до определения в школу-интернат. Как мне решить эту проблему?” — спрашивает анонимный автор.

Ответ специалиста в данном случае однозначен: “Порядок предоставления жилья социального пользования урегулирован Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (далее — Положение). В соответствии с п.11 Положения принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом по месту предоставления им первого рабочего места. В случае предоставления вам первого рабочего места в г. Жодино с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вы можете обратиться по месту работы и по месту регистрации в г. Жодино”.

Также родители интересуются, сколько раз в день дети, посещающие школу на радиоактивно загрязненной территории в зоне последующего отселения, должны быть обеспечены бесплатным питанием. Взрослые задают вопрос, может ли преподаваться в школе Закон Божий, а дети спрашивают, почему на уроках физкультуры не учат играть в шахматы, если это тоже вид спорта. Следует отметить, что при заполнении окошка “Задать вопрос в этом разделе” нужно просто ввести свое имя. То есть абоненту гарантируется анонимность, что в некоторых случаях важно для взрослого или ребенка. Правда, ссылка, открывающая окошко, набрана бледно-серым текстом в самом низу страницы и ее довольно трудно заметить.

Достаточно активно дети высказываются и на форуме. Скажем прямо: такому количеству посещений могут позавидовать и некоторые развлекательные сайты. Раздел разбит на 275 тем, и на них постоянно присутствуют более 700 пользователей. Рекорд просмотров — около четырех тысяч. Самые популярные разделы — “Юридическая помощь” и “Вопросы, касающиеся образования”. Третий по популярности и активности раздел — “Проблемы в отношениях с учителями”. Также ребята могут высказывать в режиме онлайн свои замечания и предложения по играм и игровым персонажам, по работе форума в целом.

Дорогие ребята! У каждого из вас могут возникнуть вопросы, касающиеся ваших прав либо взаимоотношений с родителями, учителями или одноклассниками. Если вы не знаете, куда обратиться за поддержкой и помощью, или вы стесняетесь сделать это публично, что требует иногда большого мужества, просто наберите адрес сайта mir.pravo.by. Вам обязательно помогут, и, возможно, вы найдете здесь новых надежных друзей!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter