Как снимали фильм «Вурдалаки» с Михаилом Пореченковым

На съемочной площадке мистического фильма «Вурдалаки» режиссера Сергея Гинзбурга артисты пугали окружающих необычным гримом. О том, что осталось за кадром, «ТН» рассказали создатели проекта.
Фильм снят по мотивам новеллы Алексея Толстого «Семья вурдалака», собы­тия которой происходят в XVIII веке. В Спасский монастырь в Карпатских горах был сослан монах Лавр (Михаил Пореченков), бывший духовник императрицы Елизаветы. Спустя годы, чтобы вернуть Лавра, в обитель приезжает крестник Елизаветы Андрей (Константин Крюков) со своим слугой (Роман Мадянов). Оказавшись в монастыре, юноша сталкивается со странной и пугающей нечистью, а также влюбляется в местную красавицу Милену (Аглая Шиловская). Очень скоро Андрей узнает, что его любимая стала жертвой злых сил. Ради жизни Милены он вместе с Лавром вступает в бой со злом.

Михаил Пореченков в роли бывшего духовника императрицы Елизаветы, Константин Крюков — ее крестник Андрей, и Роман Мадянов, играющий слугу Андрея

Один из сценаристов Алексей Тимм признается, что написал историю победы романтики и любви, а продюсер Екатерина Гордецкая уверяет, что это человеческая история любви, приправленная большим количеством мистики и графики, и в фильме не так много «пугалок».

Работа над проектом началась более двух лет назад. Продюсер Андрей Радько сегодня вспоминает, что пришлось поездить по российским просторам, прежде чем все объекты для съемок нашлись в Крыму — Алуште, Судаке, Бахчисарае… Три месяца на территории исторического комплекса Чуфут-Кале для фильма строили декорации. Туристы, которые оказались там в момент съемок, радостно фотографировались и не догадывались, что эти «исторические» постройки — фантазия художника Евгения Матюненко.

Тем временем художники по костюмам и гриму занимались разработкой эскизов нарядов героев, заказывали парики и бороды для артистов.

— Нам помогали в этом лучшие постижеры Санкт-Петербурга, — вспоминает художник по гриму Ольга Ровба.

— Сначала я показывала продюсерам коллажи с идеями и образцами, после утверждения снимали мерки с Михаила Пореченкова, Андрея Руденского, Михаила Жигалова.

По сюжету фильма Андрей отвоевывает свою возлюбленную, Милену, у сил зла

Кстати, актеры, у которых были наклеены бороды, признавались потом, что намучились во время съемок. Во-первых, жарко. Во-вторых, грим отклеивается. Но надо отдать должное всем артистам: никто из них не жаловался на трудности. Даже юная Лера Арефьева, сыгравшая девочку-вампира.

— Она — одна их из тех, у кого по сюжету «кровавые» глаза, — говорит Ольга. — Для зрелищной картинки мы использовали специальные капли, разработанные немецкими специалистами. Поскольку срок действия этих красных капель всего 15 минут, нам приходилось перед каждым кадром закапывать их в глаза девочки.

А вот самый сложный грим оказался у артистов, которые играли «древних».

— У нас была группа юношей и девушек спортивного телосложения, — продолжает Ровба. — Ребят мы обрили на площадке, девушки пришли к нам уже постриженными. Даже брови «подчистили». На ресницы аэрографом распыляли краску, отчего был эффект их отсутствия. После мы прорисовывали на лицах прожилки, а с помощью аэрографа покрывали тело краской светлого тона. Каждый раз уходило по тюбику краски на двоих. Чтобы рисунки на теле были одинаковыми, мы вели фотоотчет с каждого дня съемок.

«Древние» — представители нечистой силы. На грим для этих актеров уходило по два часа

По сюжету наступает момент, когда героиня фильма Милена превращается в ужасного монстра. Ольга Ровба раскрыла небольшой секрет. Во время съемок этой сцены она сделала Аглае Шиловской лишь легкий пластический грим. Что-то рисовалось аккуратно от руки, а превращение, которое зрители видят на экране, было проработано компьютерной графикой.

— По сути, актриса лишь играет перевоплощение, — рассказывает художник по спецэффектам Леонид Французов. — Мы на компьютере добавляли ей мертвенную бледность, пульсирующие вены, животный оскал. Специалисты заставили картинку оживать. С помощью цифровой техники они отформатировали ее в ту самую «страшную красоту», в которую превращается главная героиня.

Надо сказать, что часть кадров — монтаж. Например, совмещали статичную картинку и отснятые кадры.

— Какого-то определенного ноу-хау не было, пользовались распространенным и привычным набором приемов, — признается Леонид. — Например, в сцене, когда вурдалаки взбираются по отвесной стене, снимались реальные каскадеры, наверх их тянули тросами. Позже эти тросы мы стирали на компьютере. Это базовая история, а вот штурм монастыря делали с нуля. Отдельно рисовали монастырь, потом брали кадры с толпой, обрабатывали, после чего специалисты совмещали их с другими кадрами. Перед нами стояла задача оживить разрозненные элементы статичной картинки, чтобы на экране все смотрелось так, будто снято в одно время и в одном месте.

Для съемок в фильме Аглая Шиловская брала уроки верховой езды

Михаил Пореченков и Константин Крюков специально для съемок брали уроки фехтования. К тому же Крюкову вместе с Аглаей Шиловской пришлось обучаться верховой езде. Во время опасных трюков Шиловскую заменяла девушка-дублер. Однако наиболее ярким впечатлением для исполнительницы главной роли стали съемки одного из самых красивых эпизодов фильма — купания в озере.

— Мы снимали в горах, стояла сорокаградусная жара, но в семь утра, когда мне пришлось нагишом заходить в озеро, вода была здорово прохладной, — вспоминает Аглая. — Так что все два часа, проведенные в воде, я, играя спокойствие и удовольствие, пыталась унять дрожь.

Перед тем как приступить к работе в фильме, Константин Крюков вместе с другими членами съемочной группы посетил молебен.

— Я очень люблю историческое кино! А в нашем случае в картине еще и фантастический вымысел, что дает эффект сказки. Но, будучи верующим человеком, с осторожностью отношусь к тематике, связанной с нечистой силой, — объяснил артист.

Аглая Шиловская в роли красавицы Милены

Несмотря на слаженную работу команды, мистические события имели место. Например, во время съемок в Чуфут-Кале съемочную площадку неожиданно накрыл густой туман, из-за которого пришлось остановить процесс.

— В фильме есть сцена, в которой старик оказывается в грязи, — вспоминает Ольга Ровба. — Мы покрасили его специальной краской и отправили в кадр. Не прошло и пяти минут, как режиссер кричит: «У артиста вдруг стали рыжими волосы!» А времени на решение проблемы две минуты. Пришлось уложиться, чтобы смыть с волос попавшую на них краску и высушить, после чего съемки продолжились. Когда работаешь на месте, зачастую даже не представляешь, что получится в конечном итоге. Когда же видишь фильм на экране, просто мурашки по коже бегают от мысли, что ты причастен к этой сказке.

Лия СУБАЕВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Все фото Продюсерского центра «ГОРАД»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter