Как сложится судьба “Европейского гнезда”? Для стран программы “Восточное партнерство” новой инициативой стала Парламентская ассамблея “Евронест” (“Европейское гнездо”).

Считается, что старт работы парламентского формата “Восточного партнерства” то и дело откладывается по причине ситуации, сложившейся вокруг Беларуси. О ситуации вокруг “Евронеста” читателям азербайджанской газеты “Эхо” в интервью согласился рассказать председатель Постоянного комитета по правовой политике и вопросам государственного строительства миллимеджлиса (парламента) Азербайджана, заместитель главы делегации Азербайджана в ПАСЕ и руководитель Азербайджанской парламентской делегации в “Евронест” Али ГУСЕЙНОВ.

Считается, что старт работы парламентского формата “Восточного партнерства” то и дело откладывается по причине ситуации, сложившейся вокруг Беларуси. О ситуации вокруг “Евронеста” читателям азербайджанской газеты “Эхо” в интервью согласился рассказать председатель Постоянного комитета по правовой политике и вопросам государственного строительства миллимеджлиса (парламента) Азербайджана, заместитель главы делегации Азербайджана в ПАСЕ и руководитель Азербайджанской парламентской делегации в “Евронест” Али ГУСЕЙНОВ.

— Как в целом оцениваете нынешнюю ситуацию с парламентской инициативой программы “Восточное партнерство” “Евронест”?
— Как вы верно отметили, в рамках инициативы ЕС “Восточное партнерство” Европейский союз и страны-партнеры с интересом приняли во внимание предложение пражского саммита ВП, состоявшегося в Праге 7 мая 2009 года, об учреждении Парламентской ассамблеи “Восточного партнерства” (ПА “Евронест”). Сама идея заключается в создании Парламентской ассамблеи, в состав которой войдет равное число членов от Европейского парламента, с одной стороны, и парламентов восточноевропейских партнеров, а именно Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Молдовы, Украины, с другой. По предложенной схеме в “Европейском гнезде” Европарламент будут представлять 60 парламентариев, а из стран ВП — 60 депутатов (по десять из каждой). С марта этого года мы уже начали работать над учредительным актом Парламентской ассамблеи.
Однако, к сожалению, в это же время стало известно об оговорке, сформулированной в отношении Республики Беларусь. Текст этой оговорки был изложен в следующей форме: “Демократическая оппозиция и гражданское общество Беларуси будут представлены в Парламентский ассамблее десятью наблюдателями до тех пор, пока парламент Беларуси не сможет в полной мере участвовать в ПА “Евронест”. Полное членство парламента Беларуси (в “Евронест”) приостанавливается в связи с непризнанием белорусского парламента со стороны Европейского парламента, ОБСЕ и Совета Европы (резолюция ЕП от 09.10.2008 о ситуации в Беларуси после проведения парламентских выборов 28 сентября 2008 года). Как только парламентские выборы в Беларуси будут проведены на основе свободы, справедливости и демократии и будут признаны Европарламентом законными, члены парламента Беларуси будут приглашены к участию в деятельности ПА “Евронест” в качестве ее членов”.

“Только при взаимном доверии и поддержке можно создать единую европейскую семью”

— Мы несколько раз собирались, обсуждали этот вопрос в Брюсселе. Руководитель этой инициативы в Европарламенте господин K.Вигенин является прагматиком и ведет очень конструктивный диалог. Там же была обсуждена так называемая формула “5+5”, то есть пять представителей парламента и пять представителей оппозиции Республики Беларусь. В любом случае для Беларуси речь идет о статусе наблюдателя. По этому поводу у представителей Азербайджана и Грузии четко выраженная и обоснованная позиция. Мы считаем, что идея создания “Евронест” официально исходит из Пражского саммита, где не предусмотрено никаких оговорок в отношении стран. Во-вторых, речь идет о создании Парламентской ассамблеи, то есть органа, где должны быть представлены люди, имеющие депутатские мандаты. А что касается присутствия оппозиции и гражданского общества в “Евронесте”, то для этого есть разные формы приобщения их к работе. В-третьих, все это исходит из партнерских отношений. А партнерство невозможно наладить, когда ставятся некие условия. Да, европейские структуры и организации требуют иные стандарты демократии и прав человека. Но на этом пути мы должны поддерживать друг друга, обмениваться опытом, то есть быть партнерами. Мы считаем, что Беларусь, как и другие страны, должна быть представлена в “Евронесте” в равных условиях. А проблем и пробелов хватает у всех. Ведь и в самой Западной Европе в последние годы в области демократии и прав человека проблем накопилось тоже немало. Только при взаимном доверии и поддержке можно создать единую европейскую семью.
Знаете, в западных политических кругах порой имеет место ошибочное мнение, а иногда предвзятое отношение к Беларуси. Меня всегда удивляет, когда в серьезных международных организациях и политических кругах рассуждают о стране, которую ни разу не посещали. Или же делают выводы в одностороннем порядке, руководствуясь только сведениями, полученными по электронной почте. Нужно всегда выслушать обе стороны, а уже потом делать сбалансированные выводы.

Снова о двойных стандартах евроструктур

— А вы сами посещали Беларусь?
— Честно говоря, раньше я не имел возможности посетить эту страну. Но в 2010 году мне довелось несколько раз посетить с рабочим визитом Беларусь.
— И каково ваше впечатление?
— Знаете, я никогда не верил догмам и убедился в своей правоте, когда находился в Минске. В некоторых кругах бытует мнение, что в Беларуси все еще глубоки корни “советизации”. На самом же деле я просто увидел уважительное отношение в этой стране к своему историческому прошлому. Особенно к периоду Второй мировой войны, в которой больше всего пострадал именно белорусский народ. А считающийся символом “советизации” памятник Ленину, который возвышается на площади Независимости, на самом деле больше носит смысл музейного экспоната на открытом воздухе. В реальности Беларусь — это независимое суверенное государство, с уважением относящееся к своим атрибутам. Общественно-политическая стабильность в Беларуси — это хороший фундамент для динамичного развития. Без этих условий не началось бы строительство огромного квартала “Маяк”, осуществляемое британскими компаниями, не велось бы строительство отелей “Хайят”, “Хилтон”, “Радиссон”... Эти зарубежные инвестиции, которые уже превысили 20 млрд долларов, являются результатом интенсивных либеральных реформ. В качестве аргумента можно отметить, что всего за несколько лет Беларусь обогнала Польшу и Испанию по условиям, созданным для ведения бизнеса. При этом в последней версии глобального делового рейтинга, составляемого Всемирным банком, Беларусь, опережая даже Китай, уже занимает 68-е место. Эти результаты были достигнуты благодаря реализации различных мер, в том числе борьбе против коррупции, а также мер по устранению бюрократии в стране. Далее, успехи Беларуси в области сельского хозяйства, в особенности опыт создания агрогородков, могут служить примером и для азербайджанских специалистов.
С другой стороны, положительное впечатление также оставляет культурный облик Минска. Национальная библиотека Беларуси, которая является символом современного Минска, так же, как и отреставрированные церкви, — яркий пример того, каким ценностям отдает предпочтение белорусское общество. А непротокольная, открытая улыбка на лицах людей является наиболее верным отражением душевного состояния белорусов.
— Недавно в Беларуси прошли президентские выборы, которые были резко раскритикованы западными структурами...
— Уточню сразу, что критика была в основном не по поводу выборов, а послевыборных событий в Минске. Знаете, в оценке любого выборного процесса важны два аспекта: предвыборная ситуация и день выборов. Что касается первого, то сам факт беспрепятственной регистрации большого количества кандидатов в Президенты уже говорит о свободной предвыборной обстановке. Даже находясь вдали от Беларуси, в независимых и оппозиционных электронных средствах массовой информации можно было наблюдать борьбу между кандидатами. А относительно дня выборов, в Беларуси присутствовало свыше тысячи международных наблюдателей от ОБСЕ, СНГ, а также их парламентских структур и Центральных избирательных комитетов стран ОБСЕ и независимые наблюдатели. И выборы в целом были охарактеризованы как “хорошие”, и подчеркивались “определенные изменения к лучшему”.
Что касается ситуации после выборов, то перед нами уже знакомый нам сценарий так называемых “бархатных революций”. Кажется, что события после выборов в Беларуси — последнее дыхание “бархатного дракона”. Нравится это кому-то на Западе или нет, но такова реальность, что граждане Беларуси, и особенно регионы, в большинстве поддерживают Президента Лукашенко.
К сожалению, анализ оценки евроструктур касательно ситуации в разных странах со стороны западных структур дает нам основание утверждать о двойных стандартах.

“Нужно говорить не языком санкций, а языком диалога и сотрудничества”

— В отношении президентских выборов в Беларуси прозвучали критические высказывания не только западных, но и некоторых российских политиков, таких как Жириновский.
— Благодаря таким необдуманным, а иногда и преднамеренным высказываниям подобных политиков теперь Россия реально столкнулась лицом к лицу с массовыми проявлениями национализма и ксенофобии. Таким политикам желательно заниматься разрешением собственных проблем.

— Вы говорили о возможностях, о потенциале Беларуси для участия в евроструктурах. Но ведь Беларусь является единственной страной в Европе, где практикуется смертная казнь. И это противоречит европейским ценностям...
— Скажу сразу, что я всегда был и остаюсь противником смертной казни, даже против ее применения в любых условиях. Но опыт отмены смертной казни и в европейских, и в постсоветских странах был и остается нелегким. В моем понимании отмена смертной казни — не только европейская ценность. Просто во второй половине ХХ века после преступлений фашизма и сталинизма в Европе начали серьезно задумываться о правах человека, в том числе и о праве на жизнь.
Вопрос смертной казни — это больше вопрос духовной области. Кстати, после участия в круглом столе 23 сентября 2010 года в Минске, посвященном отмене смертной казни в Беларуси, я убедился, что Совет Европы поторопился с санкциями против Минска на весенней сессии в 2010 году в Страсбурге. Соответствующими структурами Беларуси проведена огромная работа в направлении отмены смертной казни. Эти меры имели место как в области законодательства, так и в подготовке общественного мнения. Во время встреч с коллегами из Палаты представителей Национального собрания, а также Совета Республики Национального собрания мы убедились в политической воле и готовности отмены смертной казни. А руководители судебной правовой сферы тоже отличаются пониманием и готовностью разрешения этой проблемы. В этом вопросе с Беларусью нужно говорить не языком санкций, а языком диалога и сотрудничества. Мы пригласили рабочую группу Национального собрания Республики Беларусь по изучению проблематики смертной казни в Азербайджан для изучения нашего опыта. В Азербайджане еще в 1993 году Президент Гейдар Алиев, наложив мораторий на применение смертной казни, в 1998 году полностью его отменил. Причем Азербайджан сделал это раньше, чем такие члены Совета Европы, как Турция и Россия. Я уверен, что и в этом вопросе Беларусь проявит гуманность и политическую мудрость и начало второго десятилетия ХХI века в Беларуси запомнится отменой смертной казни.
В конце хотел бы отметить, что между нашими странами царят добрые, дружеские и добрососедские отношения. В последние годы нарастающими темпами развиваются экономические отношения. Благодаря гибкой политике наших стран бакинская нефть стала доступной и для Беларуси. Активно развиваются и парламентские отношения. Но нам также нужно развивать контакты на уровне гражданского общества и молодежи. Для этого есть все предпосылки — Азербайджан и Беларусь это две развивающиеся и стабильные страны, где можно жить уютно и безопасно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter