Как школе заработать миллион?

И даже не один. В Ряснянской вспомогательной школе-интернате Дрибинского района хорошо знают, как заработать не один, а несколько миллионов. Здесь воспитываются дети с особенностями психофизического развития и сироты, которых и учат зарабатывать деньги. Хотя такой коммерческий аспект воспитания никогда ранее не практиковался, педагоги не сомневаются: это поможет ребятам быстрее обрести самостоятельность и найти себя во взрослой жизни.

И даже не один. В Ряснянской вспомогательной школе-интернате Дрибинского района хорошо знают, как заработать не один, а несколько миллионов. Здесь воспитываются дети с особенностями психофизического развития и сироты, которых и учат зарабатывать деньги. Хотя такой коммерческий аспект воспитания никогда ранее не практиковался, педагоги не сомневаются: это поможет ребятам быстрее обрести самостоятельность и найти себя во взрослой жизни.

— Без материальной поддержки сегодня любой школе выжить трудно, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Елена Семенова. — А поскольку ждать ее нам было неоткуда, решили попробовать самостоятельно пополнить школьный “кошелек”.
Школа сельская, и это сразу предопределило направление поиска денег. Педагоги с воспитанниками начали выращивать рассаду овощей. Благо интернат уже не первый год сотрудничает с итальянскими благотворительными фондами “Поможем им жить” и “Натали”. Зарубежные друзья привезли материалы и комплектующие для больших летних теплиц, смонтировали и установили их. По сути, с этого и стартовал школьный бизнес.
Помогло и то, что ребята уже умели выращивать овощи. Школьные грядки каждую осень радовали щедрым урожаем картофеля, свеклы, моркови, лука, чеснока и фасоли — витаминной продукцией, которая круглый год попадает в борщи, супы и гарниры, существенно разнообразя ежедневное меню школьников.
А в новых теплицах разместили рассаду капусты, помидоров и перца. Когда она подросла, и жители Рясно узнали, что в интернате недорого продают качественный посадочный материал, отбоя от желающих не было. Рассаду брали нарасхват и сельчане, и горожане.
— Причем местные жители не могли дождаться, когда приобретут рассаду, чтобы высадить ее на своих огородах, — не без удовлетворения замечает Елена Семенова. — По отзывам, прошлогодняя дала щедрый урожай. Людям хорошо, и нам тоже. Стараниями учеников и педагогов в минувшем году мы заработали 800 тысяч рублей. В нынешнем получим большую прибыль. Коммунальная служба Дрибина заключила с нами договор на поставку рассады цветов. Вся она уже высажена на клумбах райцентра. Петуньи, сальвии и бархатцы радуют глаз яркими красками. За реализованный товар на счет интерната будет перечислено не менее 3 миллионов рублей. Если и в будущем году поступят подобные заказы, мы их с радостью выполним, более того — намерены значительно расширить площади под новую рассаду.
Кто-то, возможно, заметит: какой толк детям от этих теплиц, если все выращенное здесь идет на продажу? Ничего подобного! На территории интерната есть еще отапливаемая теплица, которая работает даже зимой. Поэтому как только в базарных рядах появляются первые овощи и зелень, у воспитанников Ряснянской школы-интерната — тоже. В период весеннего авитаминоза редис, нежный салат, огурцы и первый лучок школьники уплетают с особым аппетитом.
Фонд “Поможем им жить” полностью оправдывает свое название. Узнав, что дети стали выращивать рассаду цветов на продажу, его сотрудники уже нынешним летом построят в школе оранжерею, а также продолжат работу по ремонту помещений. За минувшие три года приведены в порядок прачечная, куда были завезены новые автоматические стиральные машины, душевые, кухня, санузлы в школе и в спальном корпусе. В нынешнем году итальянцы планируют отремонтировать столовую.
Елена Семенова говорит, что главная задача школы — подготовить детей к самостоятельной жизни, помочь им адаптироваться в новых экономических условиях. Работая в теплицах, ребята приобретают бесценный опыт. И поскольку все они сельские жители, то, окончив школу, возвращаются домой. Вот тут-то и пригодятся навыки работы на земле.
— А работать наши дети любят и умеют, — отмечает педагог. — Хотя они с трудом постигают знания, из них получаются отличные работники. Когда ученики едут помогать в хозяйства района, их всегда хвалят за трудолюбие. Ребята занимаются прополкой, высаживают в лесничестве хвойные деревья. Оплата за такую работу — тоже в школьную копилку.
В новом учебном году в школе-интернате, где раньше дети учились по 9-й класс включительно, теперь откроются 10-е — допрофессиональной подготовки. Здесь можно будет приобрести специальности “плодоовощевод” и “хозяйка усадьбы”.
А чтобы не иссякал денежный “ручеек”, школа заключила договор о сотрудничестве с Белорусской сельхозакадемией. Теперь ученики будут заниматься выращиванием цветочной и овощной рассады под присмотром ученых и специалистов. Они помогут ребятам освоить современные технологии, правильно готовить почву для растений, умело бороться с вредителями. Все это плюс хорошие семена, которые ученые обещают школьникам, несомненно, принесет хорошие результаты. Тем более что заработанные детьми деньги идут на их же нужды, позволяют педагогам делать ребятам приятные сюрпризы и сладкие подарки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter