Как рублем одарил

Председатель Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер в самом конце прошедшего года «усомнился, что Румыния может возглавлять ЕС», так пишут. На самом деле председатель Еврокомиссии, по сути, публично признал, что страны (и люди) не равны. Не одинаковы. Даже сравнивать не нужно. Чем подвел своеобразный итог, пожалуй, всему началу XXI столетия.

Фото  РЕЙТЕР.

Ведь смотрите: современное европейское мировоззрение построено на правах человека. Очень коротко история: Всеобщая декларация этих прав была принята Генассамблеей ООН в 1948 году, при этом воздержались будущая ЮАР, Саудовская Аравия и часть стран социалистического блока. Но то была декларация. А обязательные международные пакты вступили в силу лишь в 1976 году. И если честно и непредвзято, в основном использовались для идеологической борьбы с Советским Союзом.

Прагматичные европейцы вряд ли до конца поверили во всеобщее равенство и братство. Но в политическом истеблишменте, культурном мировосприятии и международном общении оно, это равенство, укрепилось настолько, что нынче кажется просто невозможным не то что отказаться — даже попробовать сказать хоть что–то «не в струю (mainstream)». Поэтому заявив в интервью Die Welt: «Правительство Румынии еще не в полной мере осознало, что означает возглавлять страны Евросоюза», Юнкер немедленно оговорился, что страна к председательству «технически хорошо подготовлена». Что, очевидно, означает, что коль уж после Австрии председательствовать в ЕС должна по порядку Румыния, пусть оно так и будет. До следующей Финляндии. Уж как–нибудь... Но я предупредил.

Принцип полугодовой ротации стран, поочередно возглавляющих ЕС, как раз и основан на убеждении, что Германия равна Болгарии, Мальта — Франции, а будет Албания — и она будет равна, скажем, Бельгии. Почему именно при слове «Румыния» у бывшего премьер–министра Люксембурга появляются сомнения в ее «предусмотрительных действиях», «готовности прислушиваться к другим» и «сильном желании поставить собственные заботы на второй план», бог весть.

Но румыны обиделись. А вы бы на их месте не обиделись? Еще обиднее, что на обиду Румынии большинство стран ЕС просто даже не обратили внимания. Что лишь подтвердило неосторожные (или все–таки осознанно слетевшие с губ?) слова Юнкера. Которые, кстати говоря, молчаливо поддерживает опять же большая часть населения стран «старой Европы». Возьмите хоть реакцию на нелегальных мигрантов, хоть саботаж принятых «квот по приему», хоть отношение к «польским сантехникам» во Франции, к «литовской молодежи» в Англии, к «украинским борцам» в Польше.

Те, кто слова Юнкера не воспринял всерьез, быть может, они что–то знают? Знают о маленьких причудах седовласого политика, вспомните хоть женевский саммит и уверенно–твердую руку поддержки (случайно? глядя в будущее?) Петра Порошенко. Видели, как на трибуне «наш европейский глава» и пританцовывал «под Мэй», и документы на пол бросал (как сами знаете кто). Ну а потрепать собеседника (даже простую протокольную сотрудницу) по щечке или взъерошить волосы — это у дедушки Жан–Клода вообще не задерживается. Как (помните, писали?) у дедушки Ленина. Румыны, и вы вспомните про дедушку! — и не обижайтесь.

В конце этого года одновременно с истечением срока мандата «самого главного в Европе» Юнкеру — по нашим, белорусским, социально ориентированным законам — будет уже года два, как можно и на пенсию. По румынским, кстати, тоже. Австрийцы, бельгийцы, швейцарцы и даже люксембуржцы с нами и с румынами согласятся — и по их меркам время растить на даче цветы.

Как, впрочем, согласятся с Жан–Клодом и во многом остальном. Или вы думаете, председатель Еврокомиссии сказал что–то этакое, что идет вразрез с молчаливыми убеждениями большинства стран Евросоюза?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter