Как рождаются идеи для журналистского расследования?

Одно журналистское расследование может вытекать из другого...

Проект агентства теленовостей “Журналистское расследование” выходит на телеканале “Беларусь 1” немногим более двух месяцев, но уже нашел свою аудиторию. Каждое воскресенье после программы “В центре внимания” репортеры представляют зрителю документальный фильм на одну из острых, актуальных тем. Объединяет все серии проекта эксперимент, лежащий в основе фильма, “провокационный момент”, позволяющий взглянуть на проблему с разных точек зрения.

— Как рождаются идеи расследований? — спросила “Народная газета” у репортера АТН, телеведущего Юрия Таболина и режиссера Андрея Борчика.

— Зачастую просто из жизни. Телевизионщики ведь самые обыкновенные люди, нас волнуют абсолютно те же проблемы, что и представителей других профессий. Прочитал интересную статью, решил взглянуть на вопрос шире или под другим углом. Или кто-то из друзей-родственников-знакомых озвучил проблему, которая легла в основу нового расследования, — говорит Юрий. — Одно журналистское расследование может вытекать из другого: к примеру, мы снимали фильм о коме “Между небом и землей”, и в процессе работы родилась тема следующей серии проекта —  “Вирус безразличия”: о замкнутости каждого на самом себе и равнодушии к окружающим.

— Недавно зрители увидели документальную картину о футбольных фанатах. Как появилась идея?

— Тема родилась на фоне чемпионата Европы по футболу и столкновений между российскими и польскими фанатами, — рассказывает Андрей Борчик. — Эти факты стали частью нашего фильма, но в первую очередь мы пытались рассказать о фанатском движении в нашей стране.
По словам Юрия Таболина, познакомившись с фанатской культурой, он больше не может называть себя “футбольным фанатом”.

— Я, скорее, болельщик, поклонник футбола. Фанаты — это закрытая субкультура, они мыслят и ведут себя не так, как обычные болельщики, готовы на многое пойти ради своих принципов, идей. К сожалению, большинство фанатов не хочет, чтобы общественность знала об этой стороне их жизни. В обществе сформировалось очень негативное мнение о фанатском движении. В своем расследовании мы этот стереотип не подтверждаем, но и не развенчиваем. Мы стараемся показать явление максимально беспристрастно, нейтрально и объективно. Вывод зритель делает сам. Да, есть драки, мы этого не отрицаем и в процессе создания картины общались, в том числе, и с представителями так называемых хулиганов. В то же время хотелось показать людям, что фанаты — это не обязательно пьяные подростки, среди них есть и преуспевающие люди с несколькими высшими образованиями, — поясняет Юрий.

— Какой вы видите свою аудиторию?

— Все зависит от тематики конкретного расследования. Социальная тематика, к примеру, интересна широкой зрительской аудитории, от десятилетних до девяностолетних. О фанатах, уверен, смотрели не только подростки, но и взрослые, особенно если они когда-то “болели за наших”, а сейчас остепенились и не ходят на футбол, но помнят, каково это — быть болельщиком. Фильм о проституции (“Люба. Дорого!”, во время съемок которого журналистка перевоплотилась в “жрицу любви”) детям показывать не надо.

— Есть мнение, что нынче не модно стало смотреть телевизор, телевидение теряет активную молодую аудиторию...

— Это не совсем так, — убеждены собеседники. — Когда молодой журналист, недавно пришедший в команду, впервые появляется в кадре, ему тут же звонят друзья и знакомые со всей страны: мы тебя видели!.. Те самые, которые еще вчера говорили: нам некогда смотреть телевизор. Мне кажется, включенный телевизор — это привычка современного человека, часть его повседневной жизни. И в прошлое телевидение не уйдет еще очень долго ни у нас, ни в западных странах, несмотря на развитие компьютерных технологий.

Похвала всегда приятна творческому человеку, но и на критику команда проекта “Журналистское расследование” не обижается.

— У каждого своя точка зрения, и критику мы воспринимаем спокойно, — говорит Юрий. — Иное дело, критика должна быть обоснованной и конструктивной — тогда мы прислушаемся и, возможно, станем лучше. Мы просто стараемся производить качественный продукт, ведь за тонкую, интеллектуальную аудиторию сегодня телевидению надо бороться. Иное дело, что качество журналистского материала зачастую профессионалы и зрители оценивают по-разному. Не секрет, что самый легкий путь к высоким рейтингам —  побольше “желтизны”. Понятие “качество” в журналистской работе весьма размытое. Но, безусловно, хотелось бы, чтобы в фильме был эксклюзив, то, что снял только ты, чего ни у кого не было. Хотелось бы, чтобы там были умные мысли, а не переливание из пустого в порожнее.

— Для меня очень ценно то, что в процессе работы над документальными фильмами серии “Журналистское расследование” иногда получается найти ответы на те философские вопросы, которые ставишь перед самим собой, — говорит Андрей Борчик. — За это я и люблю свою профессию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter