Как реорганизовать ЕС

Реформы в ЕС: миссия выполнима?
Число евроскептиков растет. После недавних их успехов на выборах в Великобритании, Испании, Польше и Финляндии даже самые стойкие евроэнтузиасты поняли: что–то не так. Призыв «Перемен!» раздается так громко и широко, что его уже нельзя игнорировать. Тем любопытнее, что инициатива о широких реформах в ЕС, призванных сохранить сложную и еще совсем недавно многими страстно желаемую конструкцию на плаву, исходит от одного из самых последовательных евроскептиков — Великобритании.

Неожиданно уверенную победу партии консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном на парламентских выборах многие объясняют как раз евроскептицизмом, который нашел большой отклик в сердцах людей с островной психологией. Победив на выборах, Кэмерон взялся за исполнение главного предвыборного обещания — провести референдум о выходе из ЕС. Предвыборные обещания, знаете ли, для европейского политика штука серьезная: тут или всеобщая любовь и переизбрание или позорная отставка. В США с этим дела обстоят немного иначе. Вон Барак Обама сколько всего перед первым сроком наобещал — и тюрьму в Гуантанамо, мол, закрою, и войны прекращу. Поверили его обещаниям не только американцы. Нобелевский комитет премию мира авансом выдал. В результате войн стало больше, Гуантанамо успешно (насколько можно применять в данном случае слово «успешно») функционирует, Обама по–прежнему в Белом доме, Нобелевский комитет даже не покраснел (не в смысле левого уклона). В Европе к предвыборным обещаниям построже относятся.

Поэтому британский премьер–министр Кэмерон предпринимает титанические (без шуток) усилия для того, чтобы и избирателей не обмануть, и в ЕС остаться. Эти две задачи только на первый взгляд кажутся противоположными, а на самом деле мирно уживаются: чтобы британские избиратели сказали «Да!» дальнейшему пребыванию в Евросоюзе, последнему нужно осуществить ряд серьезных реформ. Не все в ЕС относятся к идее реформ с таким энтузиазмом, как британцы. То есть изменений хотят все, но вот что это должны быть за изменения — мнения расходятся.

В Европе растет недовольство, причем в разных странах по разным причинам. Центробежная сила набирает обороты, а национализм (для преодоления которого, собственно, ЕС и создавался) растет. Оказалось, что политическое единство хорошо работало тогда, когда неплохо функционировала общая экономика. Экономический кризис затягивается, уровень жизни немного, но снижается, проблемы занятости становятся острее — и политические разногласия становятся все ощутимее.

Великобритания хочет «меньше ЕС» на своем туманном острове и добивается сокращения взносов в общую казну (кстати, уже более тридцати лет имеет скидку на взносы — 66%, и — тс–с, мы не будем говорить про то, что «все равны, но некоторые...»). Дела в островной экономике идут сравнительно неплохо, и британцы полагают, что прекрасно могут жить и без ЕС. Экономики Испании и Польши, в свою очередь, растут во многом благодаря выгодам, которые они имеют как члены ЕС. Но для них Брюссель все равно виноват хотя бы потому, что приходится содержать огромную армию еврочиновников, которых многие, не стесняясь, называют дармоедами. Поэтому как минимум один пункт предлагаемых Британией реформ — о сокращении бюрократических процедур — находит большой отклик. Представитель министерства иностранных дел Франции (а Франция пока не евроскептик, но вполне может им стать, если Марин Ле Пен и дальше будет набирать силу) заявил: «Мы согласны с тем, что Еврокомиссия не должна регулировать все подряд — от емкостей для оливкового масла до сливных бачков в туалетах». За столь пристальное внимание к туалетам сотрудники Еврокомиссии получают серьезные деньги. Которые, как кажется сегодня все большему количеству европейцев, могли бы пойти на развитие экономики и решение проблемы нелегальных мигрантов — это поважнее размеров канистр для оливкового масла.

Британия настаивает на повышении роли национальных парламентов, соблюдении и даже усилении прав тех членов ЕС, которые не входят в еврозону (у Кэмерона есть ощущение, что к тем, у кого евро не в ходу, относятся как к странам второго сорта), требует возможности ограничивать свободу передвижения и выбора места жительства на территории ЕС и изменения политики социального обеспечения. Национальные интересы вполне могут быть выше политики европейской солидарности, считают в Великобритании. Набирающая все больший политический вес в ЕС Польша (ее бывший премьер–министр Дональд Туск — председатель Евросовета) насчет важности национальных интересов согласна и говорит Кэмерону: как только ваши реформы затронут интересы сотни тысяч поляков, работающих на британских островах, Польша эти реформы заблокирует.

sbchina@mail.ru

P.S. В ходе саммита «большой семерки» британский премьер–министр Дэвид Кэмерон предупредил, что тем министрам его правительства, которые будут выступать за выход Великобритании из Европейского союза, придется покинуть кабинет.

Советская Белоруссия № 107 (24737). Вторник, 9 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter