Минск
+2 oC
USD: 2.24
EUR: 2.43

Предоставлять ли художникам льготы на оплату творческих мастерских?

Как рассчитываться будем?

На этой неделе Комитет госконтроля, осмотрев творческие мастерские художников, предположил, что не все мастера используют по назначению помещения, предоставленные им на льготных условиях. Так появилось решение повысить некоторым из них арендные ставки, что не могло не расстроить творцов: уже несколько дней в СМИ и соцсетях страсти кипят нешуточные. Мнение участников нашей рубрики традиционно раскололось: чувствительная барышня голосует за то, чтобы художников ни при каких обстоятельствах не лишать льгот. Ее оппонент считает послабления пережитком прошлого. Любопытно, как наш опытный рефери отнесется к проблемам творческих союзов.

Фото Виталия Пивоварчика.

Божьи птицы

Виктория ПОПОВА

Знаете, Дмитрий, этой проблеме — высокие платы за аренду творческих мастерских — уже много лет, и председатели творческих союзов львиную долю своего времени посвящают тому, что пишут письма в различные инстанции с просьбой предоставить льготы художникам. Пишут и правильно делают: есть результат.

Творцы в тарифах ничего не смыслят, и всегда, во все времена они жили за счет кормящей руки. Если государство хочет окружать себя произведениями искусств, оно неизбежно идет навстречу художникам, предоставляя им жилье либо бесплатно, либо на льготных условиях, — в каждой стране свои порядки. Но везде есть понимание, что культуру необходимо поддерживать. Она хоть и затратная часть нашей жизни, но крайне необходимая в той части бытия, когда нужно выйти на международный уровень и по-хорошему показать себя: поучаствовать в фестивале, создать масштабное шоу открытия крупного спортивного соревнования, отреставрировать дворец или храм для привлечения туриста.

«В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Дени Дидро, философ).

Я почти уверена, что и на этот раз художники отобьются и найдут понимание со стороны проверяющих структур. На сегодняшний день законом предусмотрена льгота для творческих мастерских — давайте ее и будем придерживаться, не внося сумятицу в жизнь дизайнеров и живописцев. Они все платят налоги и арендуют у своих творческих союзов мастерские по вполне себе рыночным ценам. Применять к художнику повышенный коэффициент — значит выбрасывать человека из жизни. Дело в том, что люди этой профессии крайне зависимы от заказов: сегодня пусто, завтра густо. При таком раскладе ежемесячная высокая арендная плата для них непредставима, а мастерская остается той единственной отдушиной, где можно не падать духом и творить, веря в свою звезду. Более всего, Дмитрий, меня расстроил даже не сам факт проверки, а реакция публики — 90 процентов комментаторов в соцсетях рассуждают приблизительно так же, как вы: «Никаких льгот! В топку гениев!»

Зависть — очень липкая штука. Я понимаю, что мансарда или подвал в 100 квадратных метров может показаться кому-то синекурой, местом для сторонних утех. Просто элементарного нет понимания, что мастерская для художника такая же вещь первой необходимости, как для школьника письменный стол. Вы же не станете лишать своих детей стола только на том основании, что время от времени там лежат не только учебники? Или надо снова и снова вспоминать судьбы непризнанных гениев, которые не ели толком годами, изводили последние гроши на краски, а впоследствии не только сами прославились, но и страны, в которых жили, сделали известными на весь мир.

Самое печальное, когда негативные отзывы о ситуации, в которую попали коллеги, оставляют сами художники — в том духе, что так им и надо, у меня, мол, нет мастерской и другим не положено. Ничто так губительно не влияет на творческие союзы, как сами творцы, в них состоящие. Не исключено, что одной из причин проверки могла стать уже упомянутая мной зависть. Коллег ли, общественности — это мне не известно. Наверное, дифференцированный подход и такт можно проявить хотя бы к тем художникам, которые вносят действительно весомый вклад в развитие культурного ландшафта и имиджа страны. Но боюсь, в этом вопросе мастакам будет сложнее всего между собой договориться. Поэтому предлагаю оставить все как есть: творческий союз определяет тех достойных, кому полагаются мастерские и непременно по льготным тарифам.

viki@sb.by

От каждого — по способностям

Дмитрий ШАМКО

Разделяю ваше недоумение, Виктория, и полностью согласен с вами в том, что люди искусства должны иметь возможность пользоваться творческими мастерскими. Но не делайте из них исключительно «божьих птиц», такое сравнение не очень корректное, это, по сути, обычные люди, одаренные необычными способностями. Вы верно отметили, что художники всегда трудились при дворах и без поддержки власть имущих попросту не выживали. Но сколько же времени прошло с тех пор, Виктория? Так же было и с садовниками при дворцах, но сегодня такое ремесло трансформировалось в профессию ландшафтного дизайнера, представители которой в современных условиях очень даже неплохо себя чувствуют. Принципиальные перемены, согласитесь, произошли и у художников — не ограничивайте их социальное развитие и материальное положение уровнем Средневековья.

Льготы, льготы, льготы. Вы знаете, Виктория, мне кажется, что все настолько запутались в этих льготах, что уже с трудом разбираются (если разбираются вообще), кому они по праву предназначены. Система льгот — огромное наследство от великого Советского Союза, которое в современных условиях становится для государства серьезным грузом. Это прекрасное решение советского времени устарело. Сегодня надо больше думать не о том, как предоставить льготу, а как создать такие условия, в которых любой работоспособный человек (художник, артист, библиотекарь, механизатор, врач, учитель и т.д.) мог бы позволить себе желаемые блага.

«Люди что-то постоянно просят у Бога, забывая благодарить за то, что он им уже дал!» (Милли-Адель).

Ситуаций, подобных рассматриваемой нами, безусловно, быть не должно — нельзя пускать всех и вся под одну гребенку. Не время сейчас искать виноватых, их все равно не найти, это системная проблема. Накопившихся вопросов много. Что считается творческой мастерской? Какие конкретные требования и ограничения предъявляются к ее использованию, в том числе если она предоставлена на льготных условиях? Какие, в конце концов, предметы мебели, приборы бытовой техники и т.д. там могут находиться? Я полностью солидарен с вами, Виктория, в том, чтобы в отношении тех, кто вносит действительно весомый вклад в развитие культуры и искусства, применялся дифференцированный подход. Знаете, такой подход должен применяться и к другим нашим талантливым согражданам, которые вносят не меньший вклад в развитие экономики, образования, медицины, бизнеса. И применяется: государство ежегодно отмечает лучших профессионалов своего дела из разных сфер деятельности. Мастерски выполняемые операции по трансплантации органов или успешная и оригинальная реализация масштабного бизнес-проекта — это разве своего рода не произведение искусства?

Думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что государство может не только что-то подарить, но и что-то потребовать взамен — это нормально, и так устроены общественные отношения во всем мире. Но люди устроены по-разному: не всегда и не у всех есть желание отвечать взаимностью. Из-за несовершенства отдельных нормативных документов случаются их разночтения, но это ли повод, не разобравшись до конца и не пообщавшись с более ответственными инстанциями, объявлять на всю страну забастовку? Тем более что вчера в Минкульте состоялось собрание, на котором присутствовали представители многих заинтересованных структур. Появившиеся вопросы начинают решаться, причем на самых высоких уровнях, необходимо лишь желание конструктивно подойти к ситуации.

Хочется в нашем споре еще раз вернуться к льготам. Хотя, честно говоря, в жизни в перспективе с ними встречаться больше не хочется — они должны остаться исключением для тех, кто в силу разных причин не может полноценно трудиться. Все остальные, и художники в том числе, должны обеспечивать себя конкурентоспособностью того, что они делают. Сегодня продаются любой труд и любая продукция. Да, цены могут быть разные, но это уже вопрос не к государству, а к производителю.


Брейк!


Ну что, коллеги, сыграли вничью. Я тоже обеими руками и всеми фибрами за дифференцированный подход! За то, чтобы настоящие мастера творили, не заглядывая лишний раз в бумажник. Чтобы были послабления для тех, кто двигает искусство, прославляет страну и радует глаз ценителя. А не для чьих-то детей, племянников и сватов, которым мастерская-то досталась по льготному тарифу, но чьи работы и даром никому не нужны. Сейчас все свалено в общую кучу. Надо б ее разгрести, отделив зерна от плевел. Истинных художников от унылых посредственностей, а то и полных бездарей, пролезших в творческий союз по знакомству, блату или вообще по недоразумению. Знаю я вот одного дизайнера, который уже лет 15 ни черта не создает, но в союзе числится, мнит себя гением, имеет льготы. Протестую, чтобы их обеспечивали за наш с вами счет!

Вика права: в вопросе «мертвых талантов» художникам трудно разобраться. Потому что зависть человеческую никто не отменял. Но разобраться рано или поздно придется. Есть же и в искусстве пусть не месячный и не годичный, но хотя бы трехлетний КПД? Есть критерии объективной оценки работы? Неужели все настолько «на кончиках пальцев»? Сейчас не те времена, чтобы витать в облаках. И не видно что-то гения уровня Александра Иванова, который 20 лет кропотливо писал свое «Явление Христа народу»…

Людмила ГАБАСОВА


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...