Без картинной галереи Мая Данцига культурный ландшафт Минска — неполный

Как пройти в картинную галерею Данцига?

Этот вопрос мне задали японские туристы еще в июне. Я задумался и растерялся.

Весной прошлого года в Лондоне, в культовом месте, во всемирно известной частной картинной галерее Саатчи, с большим успехом прошла выставка советского изобразительного искусства, посвященная 70–летию Победы. Открывало выставку грандиозное полотно белорусского художника Мая Данцига «И помнит мир спасенный». Да, рядом со знаменитой скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», с холстами Гелия Коржева, Игоря Обросова, Евсея Моисенко и Александра Лактионова экспонировалась и картина нашего земляка.

00000 культура-выставка картин данцига copy.jpg

Несколько дней назад я проведал своего учителя. Встретились, обнялись, наговорили друг другу комплиментов. Я поделился с Маем Вольфовичем своими впечатлениями о его масштабной персональной выставке в Национальном художественном музее. Он повздыхал, пожаловался, что очень устал и до сих пор не может отойти — так утомили его всяческие организационные вопросы, шумное открытие, встречи со зрителями и журналистами. Немудрено — мастеру 86–й год.

Май Данциг бывал во многих странах, видел большие города, мировые столицы. Видел, но любит свой Минск. Любит его таким, каким видел до войны: камерным, многоязычным, очень непохожим на другие города. Отчетливо помнит, каким он был сразу после освобождения.

Ничего удивительного в подобном сильном чувстве нет, все–таки именно здесь он появился на свет в далеком 1930–м году. Здесь пошел в школу, возвращался домой с портфелем в руке и жадно всматривался в дома, в небо, в лица прохожих. С минского вокзала, когда город уже бомбили, он — одиннадцатилетний пацан — вместе с родителями отправился в долгую голодную эвакуацию. Там, далеко от дома, ему часто снился Минск. Родные улицы, площади, дома, дворы, деревья... Все то, к чему «человек великую ласку имеет», как давным–давно написал Франциск Скорина. Здесь же он окончил художественное училище, а потом уехал в Москву. Мог остаться там, но вернулся домой, к родным улицам, к знакомым лицам, к Свислочи...

Май Вольфович подарил мне свой новый альбом. В этой книге собрано все лучшее, что он написал, собраны все знаковые для мастера картины. Многие из них давно стали хрестоматийными, украшают стены ведущих музеев и частных картинных галерей как в нашей стране, так и на других континентах. И конечно, не одна и даже не десять страниц книги отданы пейзажам родного и любимого города, то есть нашего Минска.

Из всех, кто когда–либо писал столицу Беларуси, Данциг смог создать самый яркий, самый запоминающийся и масштабный портрет любимого города. Именно любимого! Ведь без настоящего чувства такие работы написать невозможно. На его полотнах наш Минск величественен, грандиозен и при этом невероятно узнаваем. И не только на больших полотнах, но и на маленьких этюдах он всегда похож только сам на себя. Для меня это большая загадка, что именно Данциг смог изобразить город так, что его узнает и коренной минчанин, проживший здесь всю жизнь, и тот, кто видел Минск всего лишь один раз, даже проездом.

Город, как живой организм, постоянно меняется. Появляются новые здания, улицы, площади, что–то постоянно реставрируется. Открываются новые выставочные площадки. Но почему–то пока нет в Минске картинной галереи народного художника Беларуси, коренного минчанина Мая Данцига, который воспел этот город и прославил.

2016–й объявлен в нашей стране Годом культуры. Почему бы не сделать городским властям подарок минчанам и гостям и не открыть новую картинную галерею имени Данцига. Уверен, что и здание можно подобрать, и экспозицию с помощью мастера создать достойную.

Листаю альбом, задерживаясь на полотнах, посвященных нашей столице. При этом понимаю, что все работы художника о нас, о нашей истории, о прошлом и настоящем.

Где должна быть новая картинная галерея, на какой улице? Может, в Троицком предместье, может, в районе Юбилейной площади или в Верхнем городе, а может, на Немиге?

Уверен, что без картинной галереи Мая Данцига культурный ландшафт Минска — неполный.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter