Как мы проводим свой досуг?

Как пройти в библиотеку

Специалисты главного статуправления Могилевской области задались целью выяснить: как мы проводим свой досуг? Мониторинг, в котором участвовало более тысячи трехсот человек, длился целый год. Все респонденты ежедневно заполняли дневники. И оказалось, что большая часть свободного времени (в среднем свыше двух часов в день) уходит на просмотр телепередач, газет или другой периодики.

А вот в театр, библиотеку или музей, судя по сухим цифрам отчета, среднестатистического жителя Могилевщины калачом не заманишь. Хозяйки на уход за детьми тратят 9 процентов свободного времени суток, тогда как мужчины — втрое меньше. Правда, дотошные статистики выяснили, что почти половина мужей, сыновей или отцов тоже не чурается домашней работы и готова помогать своим женам, матерям, дочерям в мытье посуды и уборке комнат. Может, если бы дамы, оказавшиеся «за бортом» этих данных, смогли правильно договориться с кавалерами о распределении обязанностей, то и общий показатель был бы ближе к идеалу? Есть о чем задуматься и при оценке сведений о том, что сильная половина человечества чаще, нежели слабая, находит в своем расписании время на занятия спортом и активные виды отдыха.

Кстати, как подчеркнула первый замначальника главного статуправления области Светлана Юрашкевич, информация на самом деле собирается не для того, чтобы сделать акцент на занимательности, а как раз таки для практического применения. Еще в советские годы она помогала в принятии важных государственных решений — например, о переходе на пятидневную рабочую неделю.

Нынче прогрессивный и эффективный мониторинг позволяет прояснить, как люди используют свободное время в зависимости от уровня жизни, образования, материального достатка, семейного статуса. Еще — узнать, меняется ли с годами ситуация с распределением домашних хлопот между мужчинами и женщинами, насколько ответственны родители в деле воспитания детей. И, конечно, получить ответ на вопрос: а чем сегодня увлекаются сами девочки и мальчики?

Данные статистики здесь, к слову, не очень утешительны. И не оригинальны: подростки около половины свободного времени тратят на компьютерные игры. В выходные это два часа, в будни — 28 минут. При этом их общение в семье в дни рабочей недели занимает всего-навсего 7 минут.

Начальник отдела главного статуправления области Лилия Лазаретова уточнила, что данные об интересах и времяпрепровождении жителей Могилевщины совпадают с общей картиной по стране. Да и с мировой тоже — это следует из анализа бюджета времени учеными из других стран. Что можно противопоставить упрямой статистике и каким образом напомнить людям, допустим, как пройти к той же библиотеке? Завотделом маркетинга централизованной системы публичных библиотек Могилева Елена Астапова уверена: в этом деле не обойтись без преимуществ… самого интернета: «Чтобы привлечь читательский интерес, мы стали развивать свой сайт — так, чтобы тому, кто туда заглянул, было за что зацепиться. Приглашаем поучаствовать в конкурсах, познакомиться с выставками (в том числе и виртуальными). Сейчас, например, собираем семейные истории горожан — о любви, военных подвигах, житейской мудрости. Все они тоже войдут в нашу электронную базу, так что шанс познакомиться с ними появится у каждого могилевчанина». Однако условия некоторых проектов таковы, что требуют и личного участия, — как, например, марафон, посвященный 120-летию Кондрата Крапивы. Могилевчанам предлагают прочесть басни писателя, каждое выступление при этом записывается на видео, чтобы потом ролики разместить уже в виртуальном зале. И желающие попробовать себя в роли чтецов нашлись. Причем молодые дарования проявили инициативу и даже принесли в библиотеку рисунки по мотивам произведений литератора — вот вам и еще одна выставка!

Многолюдно возле палатки Могилевской городской библиотеки имени Карла Маркса и во время городских праздников. «Через соцсети приглашаем настоящих и потенциальных читателей:  приходите и покажите свои таланты. Нравится петь? Пожалуйста, вот микрофон. Можно станцевать, прочесть стихи. В итоге люди потом приходят и в саму библиотеку, заново открывают для себя читальные залы, активнее берут книги на абонементе», — делится опытом Елена Астапова. В минувшем году, например, в библиотеки областного центра заглянули около 70 тысяч человек. То есть примерно каждый пятый житель. Для периода тотального увлечения интернетом, согласитесь, не так уж и плохо.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter