Как приютить идею

Создано пособие для успешного продвижения разработок науки

Создано пособие для успешного продвижения научных разработок

Менталитет — категория консервативная. Если с советских времен ученый воспитывался на том, что его дело — предложить новое решение, а довести проект до промышленного образца — забота других специалистов, то убедить его выполнить еще и «чужую» работу бывает невероятно сложно. Более того, не обладая нужными навыками, производственным и рыночным опытом, он часто даже не знает, как можно эффективно продвигать свои идеи в практику. А именно это требуется сегодня от исследователя.

Помочь ученому постичь премудрости коммерциализации научных разработок должны специалисты Консультационно-методического центра Национальной академии наук Беларуси (КМЦ) — новой структуры, три месяца назад созданной в составе Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси.

— Кроме лекционной и консультационной деятельности, нескольких обучающих семинаров по коммерциализации, которые мы успели провести для ученых и специалистов более сотни организаций, одним из важнейших наших проектов стала разработка методических рекомендаций «Порядок продвижения научно-технической продукции с использованием выставочной и конгрессной деятельности», — говорит заведующий Консультационно-методическим центром НАН Беларуси кандидат медицинских наук Валерий Кратёнок. — Это пособие предназначено не только для ученых и специалистов инновационных структур, но и предприятий реального сектора экономики и бизнеса, принимающих участие в выставках, конференциях, симпозиумах, а также организующих подобные мероприятия.

На страницах этого издания ученые могут, например, найти, что такое бенч-маркетинг, как использовать виртуальную биржу деловых контактов, как рассчитать интегральный показатель эффективности участия в конкретной выставке или как выбрать приоритетные показатели для его расчета. Здесь же даются образцы писем для организации биржи деловых контактов, формы опросных листов экспонента и мониторинга результатов участия в выставке, правила проведения оценки результатов участия в выставке, нормативные документы, знание которых необходимо для успешного продвижения научных разработок.

Новая структура в составе НАН Беларуси не единственное подразделение, призванное обучать людей науки искусству преподносить плоды своего труда потенциальным покупателям. Такая работа в академии велась и раньше и уже начала приносить плоды. Ведь не случайно первое, что зафиксировали аналитики Консультационно-методического центра в сфере своей деятельности, было значительное увеличение за последнее время количества разработок, представленных институтами НАН Беларуси на различных выставках. В 2013 году научно-технических новинок было продемонстрировано на 66 % больше, чем в предыдущем. На 30 % увеличилось и количество подписанных контрактов на поставку продукции, договоров о сотрудничестве, о совместной деятельности, о совместных исследованиях и других документов.

Среди лидеров в этой области — Институт генетики и цитологии (144 договора), Институт экспериментальной ботаники (59), ГНПО порошковой металлургии (58), НПЦ НАН Беларуси по материаловедению (36), другие академические структуры. Всего организациями НАН Беларуси по предварительным итогам участия в выставках за 2013 год заключено контрактов на сумму 3,5 миллиона долларов. Причем самые весомые контракты у ГНПО «Центр», Института физики имени Б.И. Степанова, Физико-технического института НАН Беларуси.

При этом эксперты отметили вполне объяснимую закономерность: институты, которые активнее участвовали в выставках и конференциях, были чаще представлены на страницах газет и журналов, в телевизионном эфире, больше преуспели и в заключении договоров с покупателями научно-технической продукции и партнерами.

Кстати, любопытная деталь: всюду в мире ученые, едва начав работу над проектом, если он изначально не делается под конкретного заказчика, начинают думать о его продвижении в практику и с первых дней приглашают журналистов, чтобы рассказать сначала о своих намерениях, перспективах развития идеи, затем о первых промежуточных результатах. Это есть не что иное, как информационное сопровождение научной темы, и такая «подготовка почвы» приносит плоды. О разработке говорят, ее ожидают потенциальные покупатели и прикидывают, как с помощью новинки обойти конкурентов.

У нас же, за редким исключением, разработка выскакивает из института, как черт из табакерки — никем не ожидаемая, никому неведомая. И только в то время, когда проект завершен и отчет о его выполнении лег на полку, настойчивый корреспондент может рассчитывать на то, что ему удастся добиться встречи с авторами работы. Да и то никто такой гарантии не даст. Ведь к этому моменту многие участники проекта уже потеряли к нему интерес и не расположены к разговору, так как их уже увлекла новая, более заманчивая идея.

О пользе дружбы с прессой, особенностях проведения пиар-кампаний и других пропагандистских акций опытные специалисты КМЦ стремятся рассказать на встречах в научно-исследовательских организациях, причем не только академических. В их ближайших планах значится и создание специализированного интернет-портала, где каждая научная организация республики на своей страничке сможет разместить информацию о планируемых выставках, конференциях и результатах участия в этих мероприятиях. По замыслу, это также будет способствовать продвижению научно-технической продукции в производство.

На снимке: производственный участок Института физико-органической химии НАН Беларуси стал эффективным средством продвижения научных разработок на рынок.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter