Как привлечь в страну туристов?

Если дороги принято считать лицом страны, то на его черты в немалой степени оказывает влияние придорожный сервис. Чем привлекательнее это лицо, тем симпатичнее выглядит само государство. А это особенно важно, если собирается страна зарабатывать деньги на туризме.

Сегодня на автомобильных дорогах Беларуси функционирует более 1100 платных объектов придорожного сервиса, что по сравнению с европейскими требованиями составляет 76 процентов. В высоких кабинетах понимают: проблема есть, и ее надо решать. Программа развития придорожного сервиса уже разработана. По расчетам специалистов, в следующем году на дорогах республики планируется построить более 50 новых объектов. Спустя еще 10 лет через каждые 30 километров можно будет найти на трассе кафе, а через 40 — заправиться.
Перспективы придорожного сервиса
Самая, пожалуй, масштабная реконструкция системы придорожного сервиса идет в Минской области. На автомагистралях, проходящих по ее территории, на сегодняшний день действует 251 объект придорожного сервиса, в том числе 69 автозаправочных станций, 88 магазинов и 94 пункта питания. В соответствии с республиканской программой “Дороги Беларуси”, рассчитанной на 2006—2015 годы, и Планом развития придорожных объектов на основных автомобильных дорогах Республики Беларусь на 2006—2007 годы только в нынешнем году в Минском регионе за счет нового строительства и реконструкции предусмотрен ввод 54 объектов придорожного сервиса, 18 из которых — пункты питания. По информации Миноблисполкома, за 9 месяцев 2006 года открыто 8 точек общественного питания на 180 мест и столько же торговых объектов общей площадью 242 квадратных метра.
— Радует тот факт, что за последние годы на территории области появилось много предприятий общественного питания, в которых нашли отражение новые дизайнерские решения разных стилей и направлений, внедрение современного оборудования, применение новых форм и методов обслуживания посетителей, оказание дополнительных услуг, — говорит директор ГУ “Миноблмясомолторг” Екатерина Протасевич. — Ведь что может привлечь посетителя? Чистота и аккуратность прилегающей территории и фасада самого здания, эстетичность объекта, красивое оформление, создающее атмосферу праздника, безопасность, удобство въезда и выезда, яркое освещение. Все больше появляется предприятий, стилизованных под старину, ведь евроремонтом уже через пару лет никого не удивишь... Нашим посетителям предлагаются разнообразные блюда, приготовленные на открытом огне, барбекю, фирменные закуски, кулинарные изделия, десерты, напитки. При этом акцент сделан на блюда белорусской национальной кухни, в которых использованы исконно белорусские продукты: картофель, свекла, редька, капуста, грибы, клюква, брусника. Многое готовится по старинным рецептам, например, белорусская поливка, ботвинник, верещака, клецки, сочники...
В пакете сервисных услуг для туристов — комплектация дорожных наборов, доставка блюд по заказам и обслуживание в номерах гостиниц; организация концертных программ и тематических мероприятий; организация “европейских завтраков” и обслуживание по типу “шведского стола”; продажа фирменных значков, буклетов, печатной продукции. Активно внедряются прогрессивные формы и методы расчета с использованием пластиковых карт, на предприятиях питания открываются пункты обмена валюты. Предприятия торговли строятся поближе к гостиницам, мотелям, кемпингам, автозаправочным станциям и станциям техобслуживания. Там же можно воспользоваться душевыми кабинами, сауной, позаниматься в спортивном зале или поиграть в бильярд. Кое-где даже можно взять напрокат рыболовные снасти, велосипеды. Для маленьких туристов работают детские площадки.
Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Группе журналистов, в числе которых был и корреспондент “НГ”, представилась возможность увидеть придорожное кафе, за которое перед иностранцами не стыдно.
Первый посетитель — Уго Чавес
Признаться, на историко-культурном комплексе “Линия Сталина” бывать еще не приходилось. Поэтому, подъехав к нему, я с любопытством осматривал доты, заградительные сооружения, боевую технику, единственную оставшуюся в республике с советских времен — теперь уже безопасную — ракету Р-12. Вышли из микроавтобуса, и взору из-за перепада высот открылась удивительно красивая панорама окрестностей. Именно здесь с недавних пор появилось кафе “Сялянская сядзiба”. Все постройки, стилизованные под деревенские строения, выполнены из дерева. Оригинальные домики на 15 мест и беседка на воде на 20 мест, в которых можно прекрасно провести время. Во дворе усадьбы — летняя площадка, оборудованная столиками со стульями. Отсюда лучше всего любоваться красивым белорусским пейзажем.
— Наше кафе по инициативе руководства Миноблисполкома открылось четыре месяца назад, — рассказала директор арендного предприятия “Жодинский торговый центр” Татьяна Навороцкая. — В нем уже побывали сотни посетителей. Не только белорусы, но и туристы из многих стран Европы и даже американского континента. А первым нашим гостем был президент Венесуэлы Уго Чавес, когда находился с официальным визитом в Беларуси. Ему, честно говорю, и кафе понравилось, и то, чем мы его угощали.
Меню в нашем кафе состоит главным образом из блюд белорусской национальной кухни, хотя по заказу можем приготовить что угодно. Посуда — только керамическая, кстати, производства завода в Радошковичах, а официанты работают только в белорусских национальных костюмах. И музыка тоже, как правило, белорусская. Здесь можно отдыхать как в индивидуальном порядке, так и отметить день рождения, юбилей, провести корпоративную вечеринку и даже свадьбу.
На развитие этого предприятия из областного бюджета выделено примерно полмиллиарда рублей. Средств достаточно, чтобы закупить недостающее оборудование, возвести настоящую деревенскую печь на улице. Откроют здесь и сауну, гостиницу.
Признаться, не только я не поверил Татьяне Петровне, когда она сказала, что в “Сялянскай сядзiбе” можно вкусно поесть за 15 тысяч рублей, ведь в минских кафе за вечер меньше 35 тысяч не потратишь. Но заглянули в меню и убедились: все блюда очень недорогие.
И все же опрос владельцев объектов придорожного сервиса показывает, что рентабельность их работы в последние годы снижается. Причиной тому — невысокая интенсивность движения на автомобильных дорогах, более высокая цена на топливо по сравнению с Россией и Украиной, куда стремятся водители для заправки машин и отдыха. Поэтому чем больше будет иностранных туристов, чем больше будет проезжать автомобилей по нашим дорогам, тем прибыльнее станет придорожный сервис.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter