В Беларуси и России идут дискуссии, по какой шкале оценивать знания

Как прикажете считать?

В топе обсуждаемых этой осенью в Беларуси тем — образование. Среди дискуссионных — вопрос о том, стоит ли возвращаться к пятибалльной системе оценки знаний школьников, которую до сих пор благополучно используют в России и других странах.

Выпускные экзамены в российских школах (ЕГЭ), которые автоматически считаются вступительными в вузы, оцениваются по 100-балльной шкале
Фото СЕРГЕЯ МИХЕЕВА

Напомним, в Беларуси с 2002 года школы и университеты перешли на 10–балльную шкалу. Прошло 15 лет, а мнения на тему «5 или 10» до сих пор расходятся. Один из аргументов сторонников нынешней системы: 5–балльная система давно устарела и ее просто недостаточно, чтобы оценить уровень подготовки школьника. Наш визави Андрей Лукашов, член секции истории и обществоведения научно–методического совета при Минобразовании Беларуси, делает акцент еще и на таком моменте: возвращаться снова к пяти баллам — это потратить время на адаптацию, которая понадобится и учителям, и особенно детям, ведь они уже привыкли получать максимум «десять». Впрочем, и сторонники этой системы не отрицают, что есть у нее свои слабые места. Скажем, во многих школах оценки ниже трех стараются не ставить, в том числе и потому, что «единица» и «двойка» оценивают не знания, а разве что действия.

Среди возможных решений — баллы от одного до четырех приравнять к отрицательным. Глядишь, ученики стали бы более добросовестно относиться к занятиям.

Но находится немало и тех, кто возлагает большие надежды на возвращение пятибалльной шкалы. Аргументы звучат разные, в том числе предлагают обратиться к российскому опыту, делая акцент еще и на том, что идентичность шкалы оценки знаний простимулирует российских абитуриентов поступать в белорусские вузы. Но самый популярный довод в пользу «пятерки» такой: хотя и прописаны в десятибалльной системе подробно требования к каждой отметке, соблюдаются они лишь условно. Чаще всего учитель, выбирая между «шестеркой» и «семеркой», полагается на свою интуицию, а не на памятку с критериями. В то время как система оценки в пять баллов более простая и понятная для любого возраста, и ее принципы можно объяснить буквально на пальцах одной руки. Доктор химических наук Олег Поляченок, профессор Могилевского госуниверситета продовольствия, высказал такое мнение: только пятибалльная система способна дать нравственную оценку работе ученика. Проще говоря, 5 — отлично работаешь; 4 — хорошо; 3 — средненько; 2 — плохо.

Словом, у каждой стороны оказалось достаточно весомых доводов. И все же на сегодняшний день систему решено не менять. Потому в дневниках пока остаются отметки от одного до десяти.

И если к пятибалльной шкале оценок пока не вернулись, то из прошлого в старшую школу два года назад пришло профильное обучение. Следующим шагом станут перемены в подходах к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников. Процедура должна стать еще более объективной, в итоге после базовой школы учеников будет ждать независимая аттестация, а после средней (то есть после 11–го класса) появится комплексный общеобразовательный тест.

Ольга Пасияк

pasiyak@sb.by

Минск


ЧТО В РОССИИ
Споры о том, какая система оценивания лучше, идут давно. В некоторых школах под шумок перешли на двадцатибалльную шкалу
Фото ВЛАДИМИРА СМИРНОВА / ТАСС

В российских школах уже 180 лет действует пятибалльная система. Правда, лет сто назад единица тоже считалась полноправной оценкой. А еще раньше использовался и ноль. Сейчас школы, по сути, пользуются только четырьмя оценками — «двойкой», «тройкой», «четверкой» и «пятеркой». При этом выпускное сочинение оценивается по принципу «зачет–незачет», а выпускные экзамены, которые сразу же могут считаться и вступительными в вузы (ЕГЭ), по стобалльной системе. Промежуточные экзамены после 9–го класса оцениваются в баллах до 70. Максимум по физике, например, — 40 баллов, по русскому языку — 39, но обязательно потом переводятся в пятибалльную систему. Первичные баллы используются, допустим, для того, чтобы определить, сможет ли ученик освоить программу профильного класса.

Выпускное сочинение в российских школах обычно проходит в декабре. Для его оценки разработаны критерии, их пять. Основными считаются первый и второй критерии — «Соответствие теме» и «Аргументация». Самое главное — получить зачет по этим двум критериям, тогда и сочинение считается зачтенным. Обычно 95–98 процентов учеников успешно справляется с сочинением. Если все же получил «незачет», разрешается переписать работу. Иногда сочинение оценивается и в вузах. Тогда список критериев расширяется до 10.

С ЕГЭ ситуация сложнее. В 11–м классе всем школьникам выставляются обычные итоговые оценки по пятибалльной системе за четверти и год. Это привычные и знакомые всем «пятерки», «четверки» и «тройки».

Того, кто в декабре получил «зачет» по сочинению, допускают к сдаче единого госэкзамена по обязательным предметам — математике и русскому языку и предметам по выбору, которые нужны для поступления в вузы. Без обязательных предметов аттестат не получишь.

При этом ЕГЭ по математике разделен на два уровня — базовый и профильный. Базовый оценивается по пятибалльной шкале, ученику для получения аттестата достаточно получить «три». Профильный ЕГЭ сдают те, кто поступает в технические вузы или на математические факультеты. Этот ЕГЭ оценивается только по стобалльной шкале и в обычные оценки не переводится. Работа по математике профильного уровня считается выполненной, если школьник набрал хотя бы 27 баллов из 100. В переводе на пятибалльную шкалу это, условно говоря, «три» с двумя минусами.

Примерно с 75–80 баллов начинается «пятерка». Тот, кто получил 100 баллов, знает предмет не просто на «пятерку», а на пять с двумя плюсами, так как самый высший балл ставят тому, кто не только знает назубок всю школьную программу, но умеет нестандартно мыслить и решать задачи повышенной сложности.

Задания ЕГЭ по всем предметам составлены таким образом, что за основную часть материала можно набрать 80 баллов, а вот если нужно получить оценку выше, то придется браться за так называемые задания «со звездочкой» ( трудные задачи).

Споры о том, какая система оценивания лучше, в России идут давно. В Клину, например, есть гимназия, где давно перешли на десятибалльную систему и минусов не видят: у учеников даже «тройки» редкость, не то что единицы и пары. Правда, и десятку тут заработать нелегко. В школе села Ямкино Ногинского района Московской области с 1991 года работают по двадцатибалльной системе. В школе считают средний балл каждого ученика и составляют рейтинги. Допустим, у ребенка было 16,7, а стало 16,75. Значит, он улучшил результат. В московских школах сейчас в электронных дневниках высчитывают общий балл до сотых. Но итоговую оценку все равно выставляет учитель. И к примеру, балл 4,65 вовсе не означает, что это «пятерка».

Ирина Ивойлова

ivoylova@rg.ru

Москва


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На минувшей неделе в Калининград прибыла представительная делегация из Беларуси во главе с министром образования Игорем Карпенко. Для обмена опытом.

Первым делом гостям показали детский технопарк «Кванториум» — он открылся полгода назад, но его ученики уже успели прославиться своими удивительными разработками. Такими, как газотурбинный двигатель, работающий на альтернативных видах топлива, или роботизированная перчатка.

— Тема создания детских технопарков очень актуальна для нас, — рассказал «СОЮЗу» Игорь Карпенко. — В Беларуси сегодня есть технопарки при вузах, есть бизнес–инкубаторы, в том числе молодежный бизнес–инкубатор в городе Минске. Но полноценного детского технопарка нет. Вместе с тем мы активно развиваем ресурсные центры, где учащиеся образовательных учреждений могут познакомиться с работой современной техники, машин, станков. Сейчас у нас действует сорок таких центров. Кроме того, мы в текущем году начали предлагать школьникам осваивать различные профессии на базе профессионально–технических учебных заведений, 528 часов за два года. И детские технопарки могли бы стать составной частью этих направлений нашей деятельности.

Заинтересовал белорусскую делегацию и опыт создания школ международного бакалавриата (International Baccalaureate IB). Речь идет о единой образовательной программе, объединяющей больше ста стран–участниц. В Беларуси пока нет школ IB, в России их насчитывается всего несколько десятков.

В основе программы — шесть основных предметных областей, связанных друг с другом. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков, их должно быть как минимум два. Кроме того, детям всех национальностей, которые обучаются в школе, необходимо обеспечить преподавание их родных языков. В принципе систему IB разработали для детей дипломатов, переезжающих из одной страны в другую. «Мы решили познакомиться с этим опытом, потому что в Беларуси есть посольства иностранных государств, к нам приезжают спортсмены из других стран со своими детьми, — пояснил «СОЮЗу» министр образования.

Ульяна Блажчишина

uvylegzhanina@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter