О гастролях Ставропольского театра в Минске

Как потопаешь — так и полопаешь

На сцене Белорусского государственного академического музыкального театра продолжаются гастроли старейшего театра России — Ставропольского академического театра драмы им. М.Лермонтова. Коллективу исполнилось аж 170 лет. Если кто–то считает, что столько в искусстве не живут, то ошибается. Ставропольский театр, духовный центр Северного Кавказа, — живой пример такого долгожительства.

Открыл гастроли шумный и жизнерадостный мюзикл «Леонардо» известного композитора Кима Брейтбурга о жизни Леонардо да Винчи в постановке народной артистки России Натальи Зубковой. Спектакль созвучен многим сегодняшним проблемам, когда право художника на самовыражение пытаются подвергнуть обструкции. В образе Леонардо можно усмотреть и сегодняшних бунтарей — режиссеров Богомолова или Кулябина, испытывающих терпение консервативной публики на прочность.

Что до музыки и либретто Евгения Муравьева, автор лихо расправляется с реальными историческими персонажами, вкладывая им в уста доходчивые и понятные сентенции, скорее, из дня сегодняшнего. Главное в мюзиклах Брейтбурга — интрига, действие, приключение. С легким налетом пряного эротического томления. В Минске с непреходящим кассовым успехом идут его музыкальные спектакли «Дубровский», который поставлен творческой командой композитора вместе с Белорусским университетом культуры и искусств, и репертуарная «Голубая камея» в музыкальном. В этом ряду «Леонардо», может быть, оставляет самое смешанное впечатление. Заряженных энергетических хитов здесь не так много, как обычно бывает у Брейтбурга. Но не все же время попадать в десятку.

Мюзикл Юлия Кима «Недоросль» в постановке режиссера Михаила Ковальчика, которому, собственно, и пришло в голову пригласить театр в Минск на гастроли, впору вносить в Книгу рекордов Гиннесса: в спектакле 33 музыкальных номера. Настоящий музыкальный конвейер, от которого кружится голова. В какой–то момент от такого изобилия тоже начинаешь уставать, но тут парадоксальным образом открывается второе дыхание.

По эстетике «Недоросль» близок музыкальной комедии Владимира Баскина «Подлинная история поручика Ржевского». Ее в Минске ставила бывший главный режиссер музыкального Сусанна Цирюк, которая уступила свое место Михаилу Ковальчику. На сцене те же красные девицы, крепыши–крепостные, легкомысленные дворяне, мужественные офицеры и умиротворяющие стога сена. Все источает гармонию и негу неспешного образа жизни, которую воспел и Гончаров в «Обломове». Неторопливость режиссерского стиля Ковальчика в этом спектакле обволакивает какой–то домашней атмосферой.

Совсем на другом эстетическом поле выстроен жесткий спектакль «Страсти по Торчалову» по пьесе Никиты Воронова. Действие происходит на том свете, в некоей «резервации», откуда бывшему партийному работнику Торчалову предстоит дальнейшее путешествие в небытие. Но возможно это путешествие только после того, как новоприбывший признается в своих главных грехах. Их у Торчалова оказывается предостаточно. В том числе и написанный когда–то донос. Признаться приходится, потому как порядки в «резервации» довольно строгие. Небесная канцелярия оказывается местом с железной дисциплиной.

Фантасмагория в театре — жанр сложный. Кажется, напусти дымов, включи странную музыку — вот тебе и готовое ощущение мистики. Но режиссер Наталья Зубкова пытается дойти до первопричины происходящего. Разобрать клубок социально–политических противоречий, образовавшийся в истории России в XX веке. Именно такие пьесы драматург и писатель Юрий Поляков называет «прямым массажем сердца». С чем–то тут можно не соглашаться, а можно просто пожалеть таких вот запутавшихся Торчаловых и узнать в них себя.

Ставропольский коллектив показал в Минске удивительно разнообразный материал — драму, шоу, комедию, пластику. Чтобы быть интересным зрителю, нужно осваивать разные направления. В следующем году знакомство продолжится. Минск и Ставрополь планируют провести обменные гастроли.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 117 (24747). Вторник, 23 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter