Как посыплешь -- так и поедешь

Соль и песок пока незаменимы? Частые переходы температуры через ноль градусов в сторону "плюса" или "минуса" превращают дороги Беларуси в катки. Если с климатом ничего не поделаешь, то остается бороться с гололедицей и снежными заносами. В этой борьбе дорожные службы теряют до половины средств, выделяемых на содержание дорог, автолюбители расплачиваются ускоренной коррозией кузовов машин, а обычные пешеходы -- порчей обуви. Неужели такие жертвы неизбежны?
Около нуля
За сезон, как показывают многолетние наблюдения, столбик ртутного термометра в нашей стране пересекает отметку в ноль градусов около ста раз. Последние глобальные изменения климата, вероятно, сделают эти переходы еще более частыми.
Белорусские дорожники борются с гололедицей в основном с помощью технической соли и песка. Нынче, как предполагается, только на 15 тысяч километров основных магистралей (республиканские дороги) высыплют около 500 тысяч тонн песчано-соляной смеси и порядка 50 тысяч тонн технической соли (в чистом виде). К 1 ноября заготовили 80 процентов необходимых материалов, остальное пополнят по мере надобности. Зимний сезон у дорожников длится, как правило, с октября по март. Но случаются и отклонения от нормы. Например, в прошлом году спецтехника работала еще и в апреле.
Реже уборка -- меньше аварий?
-- Соль техническая эффективно "плавит" лед и снег только при температуре не ниже минус 10 градусов, -- пояснили корреспонденту "НГ" в управлении содержания дорожной сети департамента "Белавтодор". -- Если же столбик опускается ниже, то приходится добавлять песок -- для лучшего сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием. Когда мороз крепчает еще больше и на термометре ниже минус 15, приходится рассчитывать только на песок.
Эту технологию "обкатали" на протяжении многих лет. В последнее время стараются все больше применять не песчано-соляные смеси, а чистую техническую соль. На дорогах чище, объясняют специалисты, да и экономия выходит. Предприятие "Белавтострада", которое обслуживает главный международный транспортный коридор "Брест--Минск--граница России", в последние годы активно использует чистую техническую соль. В итоге получается экономить сотни миллионов рублей.
Стараются экономить дорожники и на том, что проводят предупредительную обработку дорог. На главных магистралях Беларуси уже работают около 50 дорожно-измерительных станций. Их датчики фиксируют изменение погоды, прогнозируют возможный гололед или снег, за несколько часов подают сигнал. В итоге противогололедных материалов высыпают меньше, чем потребовалось бы после.
Техническая соль для дорожных нужд, которую покупают на солигорском "Беларуськалии", самый оптимальный вариант, считают отечественные специалисты.
Еще добавки!
Чтобы уменьшить негативное воздействие на природу и снизить коррозию машин, несколько лет назад в Беларуси в материалы для посыпки дорог стали добавлять специальные ингибиторы. Комплекс нейтрализаторов разработали в Институте неорганической химии Национальной академии наук. Эти вещества замедляют коррозию, не дают соли "слеживаться".
Насколько они эффективны, говорить пока рано. "Вроде помогают. Но каждый год свою технику, которая работает на улицах, все же подкрашиваем. Чтобы меньше ржавела", -- рассказали на предприятии "Горремавтодор" Мингорисполкома, которое обслуживает столицу.
Действенность белорусской разработки могут оценить и рядовые граждане. Достаточно лишь обратить внимание, остается ли на обуви белый след от соли.
Дополнительное применение ингибиторов, смягчающих побочный эффект соли, удовольствие не из дешевых. Если одна тонна соли стоит (без доставки) около 8 тысяч рублей за тонну, то тонна ингибиторов обойдется во много раз больше -- более 600 тысяч рублей.
Ученые продолжают исследования, разрабатывают новые материалы. "Нужно что-то сильнодействующее. Но безопасное", -- пояснили в Национальной академии наук.
Руслан АНАНЬЕВ, "НГ"
Фото Михаила ЖУКА

ГАИ
В осенне-зимний период на дорогах Беларуси резко осложняется обстановка, напоминают в управлении ГАИ Министерства внутренних дел. Многие водители не успевают приспособиться к новым погодным условиям, неоправданно рискуют, идут на обгон. Некоторые даже не меняют летние шины на зимние, из-за чего в экстренной ситуации тормозной путь резко увеличивается.
Растет количество ДТП с тяжелыми последствиями, когда гибнет несколько человек. Чаще настигает несчастье и пешеходов. За городом из-за того, что обочины не всегда очищены, люди движутся по проезжей части и попадают под колеса.
"В дни сильных снегопадов, -- сообщили в ГАИ, -- мы настоятельно советуем водителям оставлять личные машины дома, а самим пользоваться общественным транспортом". Но к этому, как показывает практика, мало прислушиваются. В итоге -- "пробки" и аварии, которые еще больше осложняют движение.

Будь в курсе
Автомобильные дороги в Беларуси, как сообщили в департаменте "Белавтодор", разделены на пять уровней содержания. Так, к автотрассам 1-го уровня (интенсивность движения свыше 3 тысяч машин в сутки) относят дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А, к примеру, последний, 5-й уровень содержания -- это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки.
Исходя из этого, для обработки дорожного покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. А для дорог, соединяющих центральные усадьбы СПК с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем это касается только опасных участков. В экстремальных условиях эти сроки соответственно увеличиваются.
На территории населенных пунктов времени на ликвидацию гололедицы отводится меньше, чем за их пределами. Больше применяют здесь и добавок-нейтрализаторов.

Научный подход
Дополнительные химические компоненты, которые сейчас в Беларуси добавляют в противогололедные материалы, нейтрализуют негативное воздействие соли только на 50 процентов. "Есть разработки и более эффективные, но они дорогие. А бюджет у дорожников не резиновый", -- пояснили в Институте общей и неорганической химии НАН, где разрабатывали названные материалы.
Бороться с гололедицей можно разными методами, отметили ученые. Но, как показывает опыт стран с климатом, сходным с белорусским, наиболее эффективна, в том числе и из экономических соображений, соль.
Чтобы защитить обувь от разъедающей соли, в институте советуют при каждом выходе на улицу наносить водоотталкивающий крем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter