Как попасть в "десятку"?

Как-то даже обидно: те, кто задумывал школьные нововведения, мнением учеников даже не поинтересовались.
Как-то даже обидно: те, кто задумывал школьные нововведения, мнением учеников даже не поинтересовались. Поставили перед фактом: дерзайте, мол, ребята, а мы посмотрим, что из этого получится. А получается, нужно сказать, не совсем так гладко, как рассказывают об этом в своих интервью авторы новаций.

Мне кажется, что 10-балльная система оценки знаний была введена слишком поспешно, без должной подготовки. И в результате запутались не только ученики и их родители, но и сами учителя. До сих пор никто так толком и не понял, а почему, собственно, прежняя шкала оценок - от "двух до пяти" - вдруг перестала соответствовать уровню знаний? С другой стороны, как "пятибалльные" знания могут сразу трансформироваться в "десятибалльные"? Не зря же новая система предполагает десять вариантов оценок. Но на практике выходит, что десятью баллами не только не умеют пользоваться, но и пытаются приравнять их к пяти. Некоторые преподаватели, особенно "старой закалки", возможно, не совсем понимают сущность новой системы и пытаются выставить те же баллы только другими цифрами. Многие применяют принцип: чем разнообразнее оценки, тем лучше (благо сейчас есть из чего выбирать). Можно ли в этом случае говорить об объективности педагогов?

Резко увеличилось количество контрольных и самостоятельных работ. Теперь ведь только по их результатам выставляются четвертные оценки (логика тоже в общем-то непонятная). Но при этом учебные программы практически не изменились, и учителям приходится буквально "сочинять" тексты контрольных работ, чтобы соответствовать новым требованиям. А попробуй-ка заработать высший балл. При всем желании порой это просто невозможно. Чтобы получить "пять", то есть по-новому 9 или 10, нужно проявить элемент творчества. Но как, объясните, доказать теорему с элементом творчества? Разве что рассказать ее в стихах...

Переход на пятидневку призван "разгрузить" учащихся. Тем не менее количество часов, которые ученики проводят в школе, не сократилось, и выполнять домашние задания легче не стало. Их объем вырос, а самостоятельно работать с учебниками, написанными, как правило, сухим, научным языком, сложно. А если ты по какой-либо причине пропустил урок, потребуется уйма времени, чтобы разобраться в новой теме.

Как школьница могу сказать: отчаянная попытка приблизить нашу систему образования к западному образцу ни свободного времени, ни здоровья учащимся не прибавила. А получат ли они при таком раскладе больше знаний и каким окажется их качество - большой вопрос.

Александра СУЛИМ, учащаяся гимназии.

Минск.

Уроки понимания

Кажется, школьной реформе перемыли уже все "косточки", но по-прежнему без внимания остается один фундаментальный вопрос - изучение в школах такого предмета, как психология. Не секрет, что отношения между людьми во многом зависят от умения понимать и чувствовать друг друга. Поэтому знание психологии необходимо ничуть не меньше, чем умение читать или писать. И учить ребенка психологии нужно едва ли не с 1-го класса (а какие-то элементы - уже в детском саду). При этом уместен синтез психологии и литературы, психологии и истории. Мама и папа далеко не всегда могут научить малыша разбираться в людях, правильно строить с ними взаимоотношения.

Психология, по моему мнению, должна войти в число основных предметов, факультативных занятий недостаточно. Многое из того, что изучается в школе, человек практически не применяет в жизни, а знание психологии обязательно пригодится каждому. Тем более что школы практически готовы к тому, чтобы ввести психологию в качестве общеобразовательного предмета, - почти в каждой есть штатный психолог, который и мог бы вести занятия. Вузы ежегодно выпускают сотни высококвалифицированных специалистов. Учебник психологии для школ практически готов к печати. Подготовленные педагоги, придя в школы, смогут формировать совершенно другое сознание молодых людей. Таким образом, психология будет буквально помогать им жить (тогда как сейчас многие еще путают психолога и психиатра), им легче будет решать свои проблемы, а какие-то беды отпадут сами собой (уверена, что процент разводов и суицидов сократится многократно).

Алла ТКАЧЕВА,

Минск.

Смотрю в книгу, вижу...

Мой маленький сын, открыв в сентябре учебник по литературному чтению "Беларусачка", чтобы приготовить домашнее задание, тут же захлопнул его и сказал: "Я это читать не буду. Здесь не по-русски написано". А белорусский алфавит в учебнике по "роднай мове" напечатан аж на 55-й странице. Многие проблемы решились бы сами собой, если бы учебник по белорусскому языку для первоклашек был составлен в виде букваря.

Отдельного разговора заслуживают, мне кажется, учебники для 1-го класса "Человек и общество", "Человек и его здоровье", "Человек и природа". Все, что когда-то изучали в старших классах на уроках ботаники, зоологии, анатомии, теперь почему-то проходят в первом классе. Советы типа "...залейте кипятком 2 столовые ложки цветков липы...", которые даются в этих учебниках, не только бесполезны для несмышленых малышей, но и опасны. А для чего, например, даются описания болезней, перечень витаминов в латинском обозначении и в чем они содержатся? Куда подевалось старое доброе "Природоведение", столь любимое первоклашками, где все было просто и понятно: времена года, почему птицы на зиму улетают в теплые края и весной тает снег?.. Школьный учебник "Человек и мир" составляли шесть ученых мужей, но явно без расчета на 7 - 8-летних детей. Второклассникам, например, они предлагают практическую работу по теме "Нефть" - понюхать ее, накапать в воду, сравнить и сделать выводы! А может, выводы пора сделать тем, кто утверждал такие учебники?

Елена ПИСАРЕНОК и еще 11 подписей,

Новополоцк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter