Источник: Знамя юности
Знамя юности

Школьник из Чаусского района написал памятку для абитуриентов. Она поможет определиться с выбором профессии

Как понять, кем хочешь стать?

Выбрать дело по душе – значит найти свое место в жизни. У молодых с этим нередко возникает проблема. К такому выводу 11-классник Волковичской средней школы Чаусского района Богдан Муштуков пришел, выяснив, что за последние пять лет почти 36 процентов выпускников его учебного заведения поступали в колледжи или вузы не имея представления, где им впоследствии придется трудиться. И в итоге разочаровались в своих ожиданиях. Под руководством классного руководителя Марины Гулимовой парень написал исследовательскую работу, которая помогает определиться с будущей специальностью.

Богдан надеется, что его «правильные шпаргалки» помогут сверстникам при поступлении

Данные собирал около года

Работа «Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками Волковичской средней школы» занимает почти 30 страниц текста с таблицами, диаграммами, в которых – статистика поступлений в учебные заведения, трудоустройства, смены сферы деятельности, анализ произошедшего.

На нее Богдан потратил около года. Не напрасно: взял диплом III сте­пе­ни на республиканском конкурсе ра­бот исследовательского характера учащихся по обществоведению (II – на областном, I – на районном). Что cподвигло на написание подобного исследования? Школьник объясняет:

– Хотелось понять, чем руководствовались ребята, выбор которых оказался правильным, и те, кто быстро в нем разочаровался. На основании этого задумал разработать стратегию успешного профессионального самоопределения. Сам скоро планирую поступать в вуз.


«За компанию» и «так мама захотела»

Аня выучилась на парикмахера, но вскоре поняла: только время зря потеряла – не видит себя в бьюти-сфере. После медколледжа устроилась в Чаусскую ЦРБ, довольна. Валерия на третьем курсе бросила университет, осознав, что педагогика не ее призвание. Два Евгения окончили аграрный колледж, но по специальности не работает ни один. Из бесед со сверстниками Богдан понял: зачастую те идут в колледжи, вузы по настоянию родителей или за компанию с друзьями. Мамы и папы, навязывая свое мнение ребенку, убеждены: для него это оптимальный вариант. Действуя из лучших побуждений, они не учитывают его личные предпочтения, способности, склонности. А напрасно. Как показали результаты анкетирования выпускников Волковичской школы, более 83 процентов из тех, кто пошел на поводу у родственников, разочаровались в выборе учебного заведения. Из тех, кто поступал за компанию, – 100.

Любимого предмета мало

Учитывать при выборе будущей профессии необходимо и субъективные факторы (интересы, способности, особенности темперамента, характера), и объективные (уровень успеваемости, медицинские противопоказания). Ведь нередко случается: определился абитуриент с вузом, и вдруг выяснилось – не проходит по состоянию здоровья. Обманываются в ожиданиях и те, кто отождествляет с будущей специальностью любимый учебный предмет. Богдан объясняет:

– Одного любимого предмета мало. По новым правилам в вузы зачисляют по результатам двух централизованных экзаменов и одного ЦТ. Данные о том, какие предметы между собой комбинируются для поступления на разные специальности, есть в моей исследовательской работе. По QR-коду можно ознакомиться с этим подробнее.


По полочкам он разложил и другую нужную для старшеклассников информацию, значительно облегчив им работу. Помимо шпаргалки по экзаменам и ЦТ представил топ самых популярных, оплачиваемых профессий, данные о проходных баллах вузов за прошлые годы, активные ссылки на сайты всех учебных заведений по областям и те, где можно пройти профориентационные тесты.

Их работу юный исследователь проверил на себе:

– Симпатия должна быть взаимной, а тесты помогают ответить на вопрос, насколько ты соответствуешь избранной профессии. Как и репетиционное тестирование, позволяющее сравнить свой балл с проходным вузовским прошлых лет и при необходимости подтянуть знания по нужным предметам.

Правильный ориентир

Богдан – парень разносторонний. Хоро­шо знает немецкий язык, любит готовить. Но поступать планирует в Белорусский государственный технологический университет – видит себя в лесном хозяйстве:

– Мой отец работал лесничим, а еще в МЧС, сейчас он механизатор ОАО «Сосновый Бор». Для него смена профиля – мера вынужденная. Мне всего два года было, когда мамы не стало, папе в одиночку пришлось поднимать троих сыновей. Старшие братья, отучившись, вернулись домой: Александр трудится в МЧС, Юрий – в милиции. И я вернусь. Мне нравится жить на земле, собирать ягоды и грибы – мое хобби. Лес люблю, с 11 лет туда в одиночку бегаю, в своем знаю каждую тропку. Не раз случалось выводить на дорогу потеряшек. Последний раз нашел перепуганную женщину – из города по грибы приехала и заблудилась...

Исследовательскую работу школьнику помогала писать классный руководитель Марина Гулимова

Богдан надеется, что составленная им на основе полученных данных памятка пригодится сверстникам. Особенно тем, кто пока на распутье. А его классный руководитель Марина Гулимова уверена, что польза от стратегии, выработанной ее учеником, будет для всех:

– Парни и девушки, выбравшие учебное заведение по призванию, закрепятся на рабочих местах, в будущем не сменят сферу труда, не оставят отрасль без необходимых кадров. Для Чаусского района с большим количеством вакансий в сфере сельского и лесного хо­зяйства, медицины это особенно актуально.

kislyak@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter