Как помочь ребенку, который медленно читает – рекомендации логопеда

Чтение способствует развитию познавательных способностей ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют его стремление к учебе. Чем быстрее младшеклассник читает, тем легче ему учиться. А что делать, если скорость чтения невысокая, плюс успеваемость из-за этого хромает? На вопрос портала sb.by ответила российский учитель-логопед Марина Студнева.

– Чем любопытнее ребенок, тем интереснее, а значит, и проще ему учиться в школе. Чтение художественных произведений способствует развитию эмоционального интеллекта – ребенок учится распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания – собственные и других людей. Также эмоциональный интеллект важен для развития способности управлять своими и чужими эмоциями в целях решения практических задач и при работе в команде. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом стремится к общению со сверстниками, что также благотворно влияет на желание ходить в школу.

Объем информации по школьным предметам постепенно увеличивается – это стимулирует школьника не просто читать бегло, но и, самое главное, осваивать и запоминать нужную информацию. Вот почему родители должны держать фокус внимания на формировании навыков чтения еще до поступления в первый класс. Но если проблема медленного чтения уже существует или вы видите предпосылки к ней, не ждите, что она сама собой разрешится. Разберитесь с возможными причинами. Их можно разделить на несколько основных групп.

1. Заболевания и поражения различных зон мозга

В таких случаях мозг не может научиться читать. Например, при поражении зоны Вернике теряется способность понимать речь и смысл прочитанного. При повреждении зоны Брока ребенок не может говорить связно и произносить то, что читает. При повреждении ангулярной извилины ребенок вообще не научится читать. Возможны и другие органические поражения мозга.

2. Внешние причины

Если ребенок сенсорно чувствительный, он может реагировать на «не тот» шрифт текста или размер букв, яркий свет или шум из окна. Также его может отвлекать от чтения желание есть, пить и др.

Признаки повышенной сенсорной чувствительности у ребенка:

  • сложности с удержанием внимания, неусидчивость;

  • рассказывает истории, но совершенно безразличен к буквам и словам;

  • сложности с заучиванием;

  • с трудом выполняет несколько инструкций одновременно (например: «Сходи в комнату, возьми пульт и принеси мне»; но если сначала озвучить одну инструкцию, затем вторую, после – третью, то проблем не возникает);

  • забывает имена друзей, учителей;

  • сложности с упорядочиванием вещей, следованием режиму.

Если у вас сенсорно чувствительный ребенок, организуйте ему режим дня и четкое расписание. Пусть он ежедневно выполняет гимнастику и нейрогимнастику. Предложите учебник, который будет более приятен ребенку, чем остальные. По возможности освойте методику обучения чтению, внедрите домашние занятия по сенсорному методу.

3.Негативные ассоциации с чтением

Сделайте чтение регулярным занятием – ритуалом. Не критикуйте навыки ребенка, используйте исключительно позитивное подкрепление (похвалу), тогда он не будет избегать чтения.

4. Дислексия

Диагноз «дислексия» многие родители, к сожалению, путают с ленью. На самом деле такой ребенок плохо читает вовсе не из-за того, что ленится. В силу особенностей ему сложно обрабатывать информацию. В основе дислексии лежат нейробиологические (врожденные) недостатки, поэтому обусловленные этим диагнозом особенности остаются на всю жизнь. При этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту, отсутствуют нарушения слуха и зрения. Если у ребенка обнаружили дислексию, рекомендуется обратиться к логопеду, чтобы как можно быстрее начать коррекционную работу.

Как родителям понять, что у ребенка есть проблемы с чтением и пониманием текста

– Многие эксперты утверждают, что овладение беглым чтением происходит только в 8 лет. Однако мой опыт показывает, что умение читать – первостепенный навык для современных первоклассников. Родителям рекомендую обращать внимание на следующие показатели из перечня умений по чтению для учащегося 1-го класса (2-е полугодие): 

чтение вслух со скоростью не менее 30–40 слов в минуту с пониманием содержания прочитанного текста и соблюдением орфоэпических норм (правила ударения, произношения гласных, согласных и пр.).

Также нужно проанализировать, не наблюдаются ли у ребенка стойкие нарушения, которые не позволяют овладеть чтением в полном объеме:

♦ с трудом запоминает серии понятий, знаков, значений в заданной последовательности (например, времена года, дни недели, ряды слов или чисел);

♦ не может кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные целые слова, а также звуки, буквы, слоги;

♦ отсутствие навыка слияния букв в слоги;

♦ замедленность припоминания знакомых слов;

♦ скудный словарный запас;

♦ нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость;

♦ технический навык чтения есть, но ребенок не понимает смысла прочитанного.

При перечисленных стойких нарушениях ребенок нуждается в помощи логопеда. Если не принять меры вовремя, проблемы останутся и во взрослом возрасте. Необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и рекомендаций по выбору образовательного маршрута.

Если ребенок медленно читает (не укладывается в 30-словную норму), но старается понять прочитанное, значит, ему помогут занятия с родителями в домашних условиях.

К концу 2-го класса скорость чтения вслух должна составлять 50–60 слов в минуту, к концу 3-го класса – 70–80, к концу 4-го – 100–120 слов в минуту, со смысловыми акцентами. У школьников могут наблюдаться такие нарушения, как:

  • замедленный прогресс в усвоении чтения (к 3-му классу он может достигать полутора лет);

  • плохое понимание прочитанного;

  • добавление отсутствующих слов в текст, их ошибочное угадывание;

  • побуквенное чтение, сложность в овладении слогослиянием;

  • при чтении вслух ребенок стесняется, напрягается;

  • использует двойное чтение (про себя, шепотом и потом вслух);

  • при чтении постоянно пропускает и заменяет буквы.

Как помочь медленно читающему ребенку

– Как видите, причин медленного чтения много. Дети разные и нуждаются в помощи в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Однако есть общие рекомендации для родителей.

1. Выделяйте ежедневно 30 минут для развития скорости чтения.

2. Не критикуйте за ошибки, не ставьте условия («Не прочитаешь – не пойдешь гулять на улицу!»), не угрожайте наказанием. Найдите способ заинтересовать ребенка, чтобы у него появился стимул читать. Так, можно включить в занятия веселые игры с движениями.

3. Учитывайте интересы ребенка, используйте детские энциклопедии на увлекающие его темы. Можно играть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этих книг, привлекая его таким образом к чтению.

4. Тренировка начинается с разминки, а она, в свою очередь, – с артикуляционной гимнастики, в которой участвуют язык и губы. Далее ребенок проговаривает на слух гласные и согласные буквы (мягкие – твердые, звонкие – глухие), а также их сочетания (например: оауыиэ, ауэиоы, оуаэиы; ж-с-з-ш, б-п, д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, но-нё, лу-лю, ма-мя), читает скороговорки (например, «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!»).

Необходимо следить, чтобы при выполнении этих упражнений ребенок четко выговаривал буквы и слова. Суть разминки – подготовить к чтению речевой аппарат.

5. Только после разминки можно приступать к специальным упражнениям, которые помогут устранить причину невысокой скорости чтения. Эти упражнения можно варьировать между собой:

• читать в разном темпе – то быстро, то медленно, обязательно следя за четкостью произношения слов;

• пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться, особенно если у ребенка сенсорные нарушения);

• практиковать прием «чтение с решеткой» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца), шаблоны есть в свободном доступе;

• чередовать знакомый и незнакомый тексты (после того как ребенок прочитает несколько раз знакомый текст, читать незнакомый будет легче);

ВАЖНО

Незнакомый текст должен соответствовать возрасту ребенка. Обращайте внимание на предложения – пусть они будут простыми, без обилия знаков препинания. Особенно это важно для первоклассников.

• развивать зрительную память, в помощь – таблица Шульте.

Не зацикливайтесь на результатах: «Вот вчера ты читал(а) лучше, чем сегодня». Наберитесь терпения, доброжелательно поддерживайте и помогайте ребенку, а если чувствуете, что сами не справляетесь, обращайтесь к специалистам, резюмировала логопед Марина Студнева. 

Фото: freepik.com

Ранее мы писали о том, в чем опасность алалии и как вовремя распознать это тяжелое нарушение речи у ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter