Как помочь непоседе

У мальчиков синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в 4 — 5 раз чаще, чем у девочек...

«Мой сын Арсений всегда был непоседой. Как только научился ходить, вечно торопился куда–то. Бабушки на него нарадоваться не могли: мол, какой здоровый внучек! Но вскоре я стала замечать, что сверхактивность ребенка ему просто мешает. Арсений очень любознательный, но ничего не доводит до конца. В детском саду на него жалуются: мол, отвлекается сам и детям мешает, а то и вовсе вскакивает и начинает бегать во время занятий. А порой Арсений словно выпадает из реальности. Все это меня очень пугает. Как помочь ребенку?»


Ольга НЕСТЕРЕНКО, Гомельская область.


Ольга Зяблева, детский психолог:


— Судя по всему, у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У мальчиков этот синдром встречается в 4 — 5 раз чаще, чем у девочек. Такие малыши действительно очень подвижные, многим интересуются и порой показатели их интеллекта превышают возрастные. Но вместе с тем активность эта малопродуктивна, ребенок неорганизован и не может сконцентрироваться на одном предмете. Воспитатели и учителя жалуются на их неуправляемое поведение. Ребенок срывает уроки и занятия, у него возникают проблемы с письмом и произношением. Но такие дети не могут вести себя хорошо не потому, что не хотят, а потому, что их психофизиологические возможности этого не позволяют. Некоторые действительно словно выпадают из реальности, правда, быстро в нее возвращаясь. Безусловно, вам необходима консультация психоневролога для уточнения диагноза, ведь иногда под маской СДВГ скрываются более тяжелые заболевания. Если ребенку не помочь, то в дальнейшем из него может сформироваться асоциальная или психопатическая личность. Вероятно также возникновение эмоциональных и личностных проблем, например развитие низкой самооценки. Считается, что в подростковом возрасте они могут привести к асоциальному поведению и способствовать развитию различных зависимостей.


Как правильно вести себя с гиперактивным малышом? В первую очередь не ограничивайте его инициативу, конечно, в разумных пределах. Даже если ребенок что–то сделал не так, похвалите его. Не указывайте ему каждую минуту, что делать и как будет лучше, не вмешивайтесь лишний раз в его занятия. Многие ведь стараются контролировать малыша просто по привычке. Прежде чем что–то запретить, подумайте, что такого ужасного случится, если ребенок это сделает. Можно также отдать малыша в спортивную секцию, кружок, где ребенок сможет выплеснуть излишки энергии.


Что касается школьников, то постарайтесь, чтобы выполнение домашнего задания не стало только лишь тягостной обязанностью. Занимайтесь с ним дополнительно, ведь такие дети не всегда усваивают то, что учитель рассказал на уроке. Учитывайте тот факт, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий отдых. Предупредите учителя, что ребенок может иногда «выпадать» из урока. Чтобы этого не случалось, достаточно привлечь внимание ученика, повторить предложение. И нужно как можно больше времени уделять сыну или дочке, активно помогать при подготовке домашнего задания. Лучше всего, если позволяют время и возможности, просмотреть вместе с ребенком еще не изученную программу, чтобы ему было проще усваивать новый материал в школе. Надо отметить, что при постоянной работе психологов и родителей острота проблем поведения и обучения постепенно сглаживается.


Признаки гиперактивности у ребенка


Бесцельная двигательная активность, когда это неприемлемо.


Проявляет излишнее беспокойство: двигается на стуле, барабанит пальцами, бегает, забирается куда–то.


Спит намного меньше других детей, даже в раннем детстве.


Не слушает обращенную к нему речь.


Слишком много говорит.


На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав до конца.


С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.


Легко отвлекается на посторонние раздражители.


Очень забывчив, часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе.


Не завершив одно действие, принимается за другое.


Избегает заданий, которые требуют умственной работы.


Мешает другим, вмешивается в игры или разговоры.


Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений специально не ищет (выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter