Евгений Олейник и Юлия Быкова рассказали о своих дедах – ветеранах Великой Отечественной войны

Как побеждали наши деды

Что в творческой семье лидеров группы «Аура» к теме войны отношение особое, становится понятно, когда слышишь написанную ими песню «Огненный танк». Юлия и Евгений, узнав историю об экипаже, который в первые дни оккупации Минска, пробиваясь через город, уничтожил десяток танков противника и несколько сот гитлеровцев, были поражены героизмом бесстрашных танкистов и посвятили им композицию. 


«Меня назвали в честь деда»

Евгений встречает нас в своем уютном доме с портретами дедушки и бабушки в руках. Их уже нет в живых. Музыкант рассказывает, что именно бабушка, учительница младших классов, научила его читать и писать. От деда, племянника великого русского тенора Ивана Козловского, унаследовал способности к музыке и яркий темперамент. Композитор признается, что на становление его как личности повлияли и их воспоминания о Великой Отечественной войне, во время которой Надежда Петровна и Евгений Емельянович не раз находились на волосок от гибели. 

Уроженец деревни Великая Мотовиловка, что в Украине, Евгений Олейник в 1943 году добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях за освобождение Кенигсберга. После войны занимался разминированием территорий на Белорусском Полесье. Был водителем, главным механиком. Глядя на его фотопортрет, не верится, что человеку с мудрым целе­устремленным взглядом всего двадцать один. 

— Дедушка и бабушка поженились через три года после войны. Родили двоих детей. Прожили счастливо в браке почти шестьдесят лет. О войне вспоминать не любили. Дед больше рассказывал о машинах, на которых возил боеприпасы. Бабушка лишь за несколько лет до смерти решилась написать о том, как ее, пятнадцатилетнюю девочку, фашисты забрали в концлагерь. 

Рукописи Надежда Петровна передала внуку. Евгений хранит их как семейную реликвию и не исключает, что в скором будущем напишет по ним книгу. Сюжет, к слову, вполне мог бы послужить фабулой и для кинофильма. 

Листая страницы толстой тетради, исписанной убористым почерком, музыкант рассказывает, что, когда началась война, бабушке Наде было четырнадцать лет. Их семья жила в деревне Новинки (теперь микрорайон Минска). Уже в первые дни в небе над столицей видели немецкие самолеты, слышали взрывы, но еще не могли представить весь ужас, который доведется пережить. 

Надежда Петровна писала: «В то утро мы проснулись от маминого крика. Выбежали во двор и увидели в небе над Минском огромные черные тучи с непрерывными яркими вспышками. Думали, что это гроза. Когда на улицу выбежал папа, сказал: «Дети, это война». Целая стая самолетов с крестами низко летела над землей. Все кругом ревело, грохотало, свистело. Отец сказал вернуться в хату, одеться и собрать в узелки самое необходимое. Позже по радио объявили: «Внимание! Говорит Москва! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные войска атаковали границы Советского Союза». Отец попрощался с нами и ушел на призывной пункт. Так домой и не вернулся.

…Начался ужас. Дым от Минска тянулся на десятки километров. Пепел устилал землю. И трава, и деревья были черными. По нашему шоссе потянулись потоком люди с узелками, с чемоданами. Внезапная бомбежка — и люди, спасаясь, бросались в кювет. Многим выжить не удавалось. Мама с пятью детьми, младшей сестричке было всего девять месяцев, выехала из деревни вдоль совхозного сада по луговой проселочной дороге на запряженной телеге. 

Сколько мы плутали вдали от дома, не помню. Вернулись обратно, увидели, как на ферме в дверном проеме висела коровья туша, около нее гоготали и топтались немцы. Наш дом был разграблен».

Евгений останавливается на строках, где упоминается о массовом угоне граждан на работы в Германию. В одну из таких облав схватили и Надежду.

— Собрали людей, посадили в вагон и привезли в лагерь, который находился на территории Польши, — рассказывает композитор. — Узники, среди которых были женщины и дети, работали под конвоем с раннего утра до позднего вечера, спали в одежде на голых досках, пили мутную баланду из картофельных очисток. Многие умирали от болезней и истощения. 

Сложно себе представить, но бабушке удалось оттуда бежать. Было это так: она видела, как мужчины тайком за каким‑то строением перекидывали через ограждение бревна. Немцы, заметив это, расстреляли их на месте, а бревна убрать забыли. Спустя некоторое время, взобравшись по ним, бабушка и другие ребята, которым тоже было примерно по лет пятнадцать, перепрыгнули через забор и оказались на свободе. Из семи бежавших человек до дома дошли только двое, в том числе и Надежда Петровна.
Евгений Олейник планирует написать книгу о том, как его бабушке удалось бежать из концентрационного лагеря.
Евгений отмечает, как важно передать память своим детям. Не так давно ему удалось отреставрировать дедушкину шестиструнную балалайку. Редкий инструмент 1930‑х годов за свою почти столетнюю жизнь пришел в негодность. Мастерам понадобился почти год, чтобы его отремонтировать. Теперь в нем есть современные датчики, позволяющие подключать к звукоусилительной аппаратуре и задействовать в концертах.

Спасибо за возможность жить

— Когда началась война, моей бабушке Нине Николаевне было пять лет, — присоединяется к разговору Юлия Быкова. — Ее отец и два старших брата не вернулись с войны, а мать осталась одна с тремя маленькими детьми. Они выживали как могли. От голода, чтобы обмануть желудок, даже сосали камни. Но, несмотря ни на что, выжили. Для бабушки и сейчас День Победы — один из самых главных праздников в году. 

Дед Василий Игнатьевич Бегун умер три года назад, не дожив всего несколько месяцев до своего девяностолетия. В последние годы болел. Когда Юлия навещала его, вспоминал о пережитом. 

Василий Игнатьевич был призван в армию в 1943 году. В составе 1‑го Белорусского фронта принимал участие в освобождении Варшавы, Гданьска (Данцига), Кенигсберга. 

— В одном из боев снарядом ему перебило ногу. Из‑за отсутствия своевременной медицинской помощи была угроза ампутации, но, к счастью, грамотный хирург удалил лишь фрагмент кости. После войны встретил свою любимую Нину. Поженились, воспитали двоих детей, прожили долгую счастливую жизнь. 

Юлия хранит дедушкины ордена Красной Звезды, Великой Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу» и многочисленные трудовые награды. В послевоенное время он работал строителем и часто становился победителем соцсоревнований. 

Певица признается, что не перестает удивляться стойкости духа ветеранов Великой Отечественной войны: 

— Несмотря на перенесенные испытания, они выстояли и подарили мирное небо над головой детям, внукам, правнукам. За что мы не устанем благодарить их своими песнями о любви к Родине. 

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter