Какой диагноз поставили в Организации экономического сотрудничества и развития малому бизнесу Беларуси?

Как пить дать

В недавнем отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о развитии сектора малого бизнеса в странах Восточного партнерства западные аналитики поставили нашей стране своего рода диагноз. Они утверждают, что при достаточно грамотной госполитике в сфере либерализации условий для малого предпринимательства «низы», то есть местные власти, очень часто сводят высокие инициативы на нет. Проще говоря, законы у нас принимаются грамотные и правильные, но вот при реализации проекта предприниматель порой сталкивается с толстокожим чиновником местной администрации, для которого любые увещевания о притоке прямых инвестиций, развитии деловой инициативы в регионе  не более чем просто слова. Ну не хочет он брать на себя ответственность — и все тут…

Создатели ООО «Родник у дома» Валентин Панченко и Владимир Квашнин уже давно потеряли терпение. Их проект, с которым они больше года безуспешно обивают пороги кабинетов чиновников, можно отнести к инновационным и социально значимым. Более того, это были бы  приличные для страны прямые иностранные инвестиции. Но мелкие крючки так и не дают ему развернуться в полную силу. 

Речь идет об установке в минских дворах торговых автоматов с чистой питьевой водой. По сути, это уже привычный для всех нас вендинговый бизнес, только вместо кофе и шоколадок в розлив продается та самая жидкость без цвета и запаха, без которой немыслима жизнь на Земле.

— Понимаете, я сам минчанин, живу на улице Есенина. Не секрет, что у нас в Московском и Фрунзенском районах столицы вода из крана течет хлорированная. Лично мне приходится покупать бутилированную, таскать ее на себе из магазина. А так все просто: вышел во двор с канистрой, ведром или пластиковой бутылкой, да хоть сразу с чайником, наполнил и пользуйся на здоровье, — объясняет азы бизнеса Квашнин.

Дело поначалу партнерам казалось весьма успешным. Тем более что проект уже давно обкатали в Украине, откуда, кстати, родом Панченко. Около 100 торговых аппаратов и не менее 200 торговых точек работают в его родном Херсоне, есть они и в Киеве, и в десятке других городов Украины. Подобные автоматы уже не один год ставят в крупных мегаполисах мира, где существуют проблемы с водоснабжением.

О том, что белорусское законодательство строже украинского, Панченко знал с самого начала, но решения выходить на наш рынок не отменил. Поначалу, говорит, были сомнения, что удастся пройти горнило санитарно-эпидемиологических служб, они у нас заметно строже украинских, но, как выяснилось, именно этот этап оказался чуть ли не самым легким. Замминистра здравоохранения — главный государственный санитарный врач Игорь Гаевский во время личного приема выслушал предпринимателей и проголосовал за их проект двумя руками. Ведь проблема снабжения питьевой водой отдельных районов Минска стоит достаточно остро, и говорить о том, что у нас из всех кранов течет артезианская вода, можно будет только к 2030 году. А проект «Родник у дома» — прекрасный повод переждать это время. 

В июне 2015 года предприятие получило ответ на обращение в Мингорисполком, в котором городские власти согласились рассмотреть возможность установки от 10 до 20 торговых автоматов в рамках пилотного проекта после выполнения ряда требований по сертификации оборудования и разработке программы контроля за качеством воды. Все эти условия были выполнены, и предприятие, подписав договор с украинским производителем торговых автоматов ООО «Эво Вендинг» о предоставлении в аренду 12 единиц оборудования, поставило технику в страну в режиме временного ввоза.

 После проведения таможенных процедур, испытаний и оформления декларации соответствия, а также выполнения прочих требований Закона «О питьевом водоснабжении» ООО «Родник у дома» по рекомендации сотрудников Московского райисполкома начало заключать договоры с товариществами собственников жилых домов, которым выделена земля для обслуживания. Параллельно договоры на поставку питьевой артезианской воды были заключены с УП «Дзержинское ЖКХ», а на ее перевозку — со специализированным предприятием ОАО «Минскагротранс». В качестве водовозной техники задействовали современный молоковоз. 

Первоначально ООО «Родник у дома» подобрало 10 мест на территории ЖЭС № 113 ЖРЭО Московского района Минска, согласовав их с вышеуказанными коммунальными предприятиями. Выбор производился с учетом максимального удобства для жителей, но оказалось, что твердого покрытия на площадках, которые выбрали предприниматели, нет. В октябре предприятие направило заявление в администрацию Московского района Минска с просьбой рассмотреть вопрос о проведении аукциона на право аренды площадок размером 1,5 на 1,5 метра. Районные власти изначально решили вопрос положительно и перенаправили пакет документов в Минский городской центр недвижимости для проведения аукционных торгов на право аренды с условием выполнения твердого покрытия и подхода к нему за счет собственных средств победителя. 

— При рассмотрении указанных документов выяснилось, что Минский городской центр недвижимости имеет право провести аукцион только площадок с твердым покрытием, то есть уже изготовленных. Но вот в чем вопрос: администрация возможности изготовить площадки не имеет, а мы не имеем права этого делать самостоятельно, — обескуражен Квашнин. — Да мы бы эти площадки изготовили, даже если бы в аукционе проиграли, смирились бы с этим, но получается замкнутый круг какой-то. 

Побывав и в исполкоме, и в землеустроительной службе, и в районной администрации, предприниматели пока остались ни с чем. Папка с перепиской, где каждое письмо напоминает этап квеста, в котором приходится бегать по кругу, распухла до солидных размеров. Одно из последних писем, несмотря на все предыдущие положительные решения, и вовсе ставит на проекте крест. Московский райисполком, сославшись на переписку комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома с управлением торговли и услуг этого же ведомства, изменил ранее высказанную точку зрения: для размещения торговых объектов формировать площадки размером не более двух квадратных метров, имеющие подъездные пути и доступ к источнику электроэнергии, нецелесообразно. А ООО «Родник у дома» рекомендовано уделить внимание установке автоматов не во дворах, а в розничной торговой сети, где, понятно, даже к гадалке не ходи, их бизнес вряд ли приживется. 

Такой подход иностранных инвесторов обескураживает. Полгода проект был хорошим, интересным, важным для минчан — и вдруг он нецелесообразен… Причем на ранних этапах работы по формированию бизнеса не один куда более значительный вопрос, нежели укладка тротуарной плитки, был решен оперативно. 

Планов у ООО «Родник у дома» изначально было много. На первом этапе бизнес-план предусматривал установку около 200 своих торговых автоматов в Минске, при перспективах расширения бизнеса — приход в регионы. Даже производство агрегатов хотели из Украины перевести в Беларусь. Теперь иллюзий инвестор уже не питает и все чаще посматривает на другие страны Евразийского союза. Их бизнес-идеей заинтересовались в Казахстане, и, возможно, то, что так и не смогли реализовать в нашей стране, удастся воплотить в 7 тысячах километров от Минска.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter