Как “оживить” раритет?

Хорошо известно, что красота отреставрированных старых автомобилей стоит дорого. А сколько именно? В цене вопроса попытался разобраться корреспондент “НГ”.В руках настоящего мастера кусок железа может превратиться во вполне пригодное к поездкам транспортное средство. А если это раритетное авто? Один вид такой машины вызывает восхищение. Но красота красотой, а качественное восстановление требует не только умения, но и серьезных финансовых затрат. Как отреставрировать машину и сколько это может стоить?

Хорошо известно, что красота отреставрированных старых автомобилей стоит дорого.

А сколько именно? В цене вопроса попытался разобраться корреспондент “НГ”.В руках настоящего мастера кусок железа может превратиться во вполне пригодное к поездкам транспортное средство. А если это раритетное авто? Один вид такой машины вызывает восхищение. Но красота красотой, а качественное восстановление требует не только умения, но и серьезных финансовых затрат. Как отреставрировать машину и сколько это может стоить?

В режиме поиска

Для начала необходимо найти автомобиль, если таковой не стоит в дедушкином гараже. А искать придется долго, ведь изначальное техническое состояние машины напрямую влияет на сложность и стоимость последующих работ, не говоря уже о потраченном времени. К слову, на все про все может уйти от года и больше.
Мы рассмотрим наиболее простой и доступный вариант восстановления ГАЗ-21 “Волга”, выпуск которого начался после ГАЗ-20 “Победа” в конце 50-х годов прошлого века. На тот момент по дизайну это был самый “свежий” в Советском Союзе автомобиль. Следует отметить, что прототипом “Победы” стал американский “Шевроле” 30-х годов прошлого века, а “Волги” — “Форд” начала 50-х годов. В Союзе в то время, кроме нее, машин среднего класса с таким комфортом и качественным изготовлением не было. “Волга” выпускалась в трех разновидностях кузова: седан, универсал и фургон.
Итак, автомобиль найден, дело за специалистом. Александр Тарновский уже более 20 лет занимается восстановлением и реставрацией старинных “железных коней”, работает для души и на энтузиазме и делает абсолютно все: ремонт, кузовной ремонт, покраска автомобилей. Но дело того стоит. Он “оживил” более 10 раритетов и хорошо знает, какой это трудоемкий процесс.
— Необходимо представлять разницу между ремонтом и реставрацией, — рассказывает Александр. — Сложность работы зависит от состояния машины. Ремонт гораздо проще. Изначально купили хорошую машину, сделали необходимое техобслуживание, поменяли тормозные шланги, смазали, натерли и поехали. В плане надежности у 21-й “Волги” нет проблем никаких, и в хорошо сохранившуюся машину больших вложений делать не надо. А вот “убитый” раритет требует реставрации, то есть полного цикла работ.

Разобрать на части

Все начинается с разборки до винтика. Составляется перечень деталей, которыми нужно укомплектовать машину. Тщательно очищается кузов, удаляется старая краска и ржавчина. Дыры завариваются. Восстанавливается геометрия кузова, который потом шпаклюется, грунтуется, красится.
— “Волга” не такая уж и старая машина, поэтому лучше будет найти хорошо сохранившийся вариант, который обойдется в четыре—пять тысяч долларов, — считает специалист. — Вложить тысячу в ее перекраску, немного в мелкий ремонт и на этом остановиться. Вариант покупки машины за 200 долларов лучше не рассматривать. В таком случае к тысяче на подготовку и покраску можно добавить тысячу долларов на сварочные работы и столько же на материалы, плюс запчасти, которые надо искать. В итоге получаются те же самые деньги плюс почти год труда. А если еще оценить работу в среднем 500 долларов месяц, то машина обойдется в 10 тысяч долларов. Нонсенс. Но по этому пути идут 95 процентов начинающих любителей раритетов.

Безопасность зависит от скелета

“Скелет”-каркас и лонжероны являются основой для крепления агрегатов машины. От их состояния напрямую зависит дальнейшая безопасность при эксплуатации автомобиля. Особого внимания заслуживает дефектовка рамы (лонжеронов). После пескоструйной обработки становятся видны все дефекты: трещины, деформация, нарушение геометрии. Важно сохранить оригинальную конструкцию рамы, но не в ущерб современным требованиям безопасности.
После воссоздания каркаса можно приступать к “колдовству” над остальными узлами и агрегатами: подвеской, трансмиссией, рулевым управлением и двигателем.
— Подвеска у “Волги” первого поколения была, как у “Победы” — вверху рычажные амортизаторы, снизу просто рычаг, — говорит Александр. — Во втором поколении — сверху и снизу рычаги, между ними пружина, в которой находится амортизатор. Эти подвески при должном уходе можно эксплуатировать десятилетиями. Они практически не убиваемы, и сегодня найти такую подвеску в хорошем состоянии вполне возможно. При эксплуатации главное не забывать после 1000 километров пробега смазывать необходимые узлы.

От баранки до карбюратора

Качественно восстановленное рулевое управление позволит полностью ощутить удовольствие от поездки на старинном авто. Но без ровно работающего двигателя это будет невозможно.
Внимание следует уделить регулировке карбюратора. Двигатель — это сердце машины, к тому же количество СО в отработанных газах не должно превышать установленные нормы. “С этим в “Волге” проблем нет, — считает реставратор. — Карбюраторы в волговских двигателях простейшие, хорошо регулируются. Вопросов с СО, как правило, не возникает. Поэтому устанавливать дополнительно современные катализаторы нет необходимости”.

Хром нынче дорог

Законченный вид машине придаст внешняя отделка и обновленный салон. Речь идет о хромировании бамперов и решетке радиатора. В “Волгах” 60—70-х годов бамперы узкие, хрома мало и они хорошо сохранились. А в первых моделях конца 50-х годов бамперы делались широкие, в американском стиле, и найти невредимый образец проблематично. На сегодняшний день хромирование бамперов обойдется примерно в 500 долларов. Но тут есть еще вопрос качества и соблюдения технологии. Для этого нужно специальное оборудование и не один день работы.
Что касается салона, то перешить потолок стоит от 70 долларов, кресло — 100—150 долларов как минимум. Обшивка дивана нормальным материалом обойдется в 300 “зеленых”. Можно обшивку поменять самому, тогда надо платить только за стоимость материала — около 80 долларов. Уплотнительные резинки на стекла и двери можно достать “родные”, но в Беларуси их найти сложно. А внутренние уплотнители на дверях такие же, как у “Москвича”, и на рынке комплект стоит 20—30 долларов. Резинки-уплотнители на стекла — проблема. Их производят в Украине, и цена начинается от 100 долларов.
— Чтобы все получилось как надо, не следует забывать об основном правиле реставратора, — считает Алескандр Тарновский. — Хочешь сделать хорошо — сделай сам.

Квартиру за “Понтиак”
Сейчас в коллекции Александра Тарновского три машины: “Мерседес-170 V” 1936 года, “Понтиак Гран-При” 1979 года и “ЗИМ” ГАЗ-12 1953 года (в работе). Машины на ходу (кроме “ЗИМа”), зарегистрированы и прошли гостехосмотр. Но если на “Мерседесе” расход топлива позволяет покататься без особого ущерба для кошелька, то “Понтиак” “съедает” 30 литров на 100 километров. Такое же количество бензина сгорает и на холостом ходу за час. Кстати, всего “Понтиаков” данной модели сделано шесть тысяч, а с таким кузовом (тарго-ландо купе) всего 800 штук. К слову, покупка и восстановление этого автомобиля обошлись коллекционеру в стоимость однокомнатной квартиры в Минске. Цена запчастей на “Волгу” ГАЗ-21 и “ЗИМ” ГАЗ-12 отличается примерно в 3—5 раз.

Мотоцикл и банка тушенки
Немецкий мотоцикл DKW-250, который восстановил Александр Тарновский, был выпущен еще до войны. Его в Германии выменял один советский военнослужащий на банку тушенки и прямо на этом же мотоцикле после войны вернулся домой. Потом мотоцикл доживал свой век в сарае и пролежал там до нашего времени. В нем лампочки были еще немецкие. Теперь на нем можно кататься с ветерком по мирным дорогам.

Сколько “ЗИМ”?
Окончательная стоимость отреставрированного автомобиля зависит от его изначального состояния. “Например, “ЗИМ” я искал год, — говорит Александр. — Был готов купить машину под реставрацию более-менее комплектную и живую за пару тысяч долларов. Но все, что мне попадалось, стоило гораздо дороже и находилось в России. К тому же в очень плохом состоянии. Пришлось покупать полностью “убитый” и сгнивший вариант. Сейчас занимаюсь восстановлением и пытаюсь хоть чего-то добиться. Машина уже ездит, но кузов “голый”. В свое время “ЗИМ” делали практически вручную. Современного конвейера не было. Например, дверь или капот от одного автомобиля к другому такому же может и не подойти.

Мотор!
Реставрацией раритетов творчество Александра Тарновского не исчерпывается. Его “Мерседес-170 V” постоянно участвует в съемках кинофильмов (снимающихся в Беларуси) про Великую Отечественную войну с хозяином за рулем, который очень похож на известного французского актера Жана Рено.

Особенности моделей
Вообще у всех старых машин основные вопросы по кузову. Но есть еще и технические моменты. Например, у 21-й “Волги” не очень удачная конструкция коробки передач. У “Мерседеса-170” каркас деревянный, обшит железом, все крепится на шипах. Это кузов каретного типа. Для его восстановления требуется работа краснодеревщика.
— Что же касается “ЗИМа”, то он “срисован” с “Кадиллака-Флитвуд”, — рассказывает Александр Тарновский. — Но советские конструкторы внесли свои изменения. “Кадиллак”, как и все длиннобазные авто, имеет рамную конструкцию, а наши конструкторы отталкивались по дизайну от “Кадиллака”, сделав длиннющий автомобиль, а по механике — от “Победы”. А это значит, что у “ЗИМа” лонжероны достигают лишь середины кузова. Для “Победы” хватало — база короткая. “ЗИМ” же при подъеме начинает провисать — кузов тяжелый, а необходимой жесткости нет.
Но есть здесь и эксклюзивный момент. Это ровный пол без короба в задней части салона. Такого низкого и ровного пола нет практически ни в одной современной машине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter