Туризм в эпоху COVID-19: строить ли планы на предстоящий сезон?

Как опасен этот мир, посмотри

Национальный статистический комитет на этой неделе обнародовал информацию о состоянии дел в организованном туризме. Выяснилось, что в прошлом году турпоток в Беларусь по сравнению с 2019-м упал в десять раз, а количество организованных туристов, выехавших за пределы нашей страны, сократилось почти в четыре раза. Разумеется, все это в первую очередь из-за коронавируса. Зато активизировался внутренний туризм: именно жители нашей страны стали главными гостями в санаториях и агроусадьбах. Увы, наступивший год пока не принес заметных изменений — COVID-19 не отступает. В связи с этим редакционные спорщики обменялись взглядами на грядущий сезон отпусков. Один призывает следить за отменой антивирусных ограничений за рубежом — появляющиеся «окна возможностей» позволяют путешествовать по низким в связи с коронавирусными рисками ценам. Второй же рекомендует оставаться в Беларуси, где за последние годы в сфере гостеприимства произошли серьезные сдвиги к лучшему: отдыхать на родине зачастую не менее приятно, чем за границей. Интересно, чьи аргументы окажутся весомее по мнению нашего беспристрастного рефери?

Виды на море

Я, Дмитрий, всегда выступал за наличие широкого выбора, это касается и определения места для отдыха. Хочется путешествовать по родной стране — прекрасно! Есть желание увидеть достопримечательности мировых столиц — счастливого пути! Обуревает жажда поплавать в море — удачи! Проклятый коронавирус, конечно, все планы спутал, но даже с учетом непростой эпидемической обстановки ограничивать географию отдыха территорией Беларуси было бы неправильно. При всей моей любви к родине — большой и малой. И не надо пугать ковидом — у нас он такой же коварный, как и в других странах.

«Если вы думаете, что приключения опасны, попробуйте рутину. Она смертельна»
(Паоло Коэльо, бразильский прозаик и поэт).

Закрытие границ — это стресс для внешнеполитических отношений, экономических связей, родственных контактов и, конечно же, для туризма. Вы, Дмитрий, только посмотрите: если в 2019-м на третьем месте по организованному выезду у нас была Россия, то по итогам 2020-го восточная соседка не вошла и в десятку! Это ужасно. Впрочем, есть и положительные моменты в коронавирусной турстатистике. Например, белорусы массово начали открывать для себя Албанию, где правила въезда были и остаются либеральными — не нужны визы, справки, тесты и карантины. Много наших (по прошлогодним меркам, конечно) выезжало на морской отдых в Черногорию. В нынешнем году открыты к посещению и активно рекламируются Объединенные Арабские Эмираты. В разной степени доступности по ценам и условиям въезда/возвращения (но все-таки доступны!) Россия, Египет, Сербия, Польша, Армения, Грузия, Украина и кое-кто еще. Не Евросоюзом единым жив человек!

При всем уважении к белорусским красотам и достопримечательностям, Дмитрий, хочу напомнить, что дальние путешествия полезны и с медицинской точки зрения. Во-первых, незнакомая среда обитания укрепляет иммунитет и делает организм сильнее и устойчивее к неизведанным для него болезням. Во-вторых, научно доказано, что отдых в чужих странах делает людей счастливее, избавляя их от депрессии и снижая уровень внутренней тревоги. В-третьих, путешествия идут на пользу психическому здоровью: новый опыт повышает гибкость ума, сохраняя его остроту. В-четвертых, чем дальше человек от повседневных стрессов, тем ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний. В ковидную эпоху все это, кстати, тоже очень важно.

На мой взгляд, если человек рвется отдохнуть в другой стране, это нужно поощрять. Да-да, Дмитрий, в том числе и ради пользы для экономики. Работа множества людей в Синеокой так или иначе связана с туристической сферой, для которой прошлый год стал серьезным испытанием на прочность. Численность туристических организаций в Беларуси в 2020 году составила 1348. При этом в сфере въездного туризма работали 112 организаций, выездного — 653, внутренний туризм обслуживали 118 субъектов хозяйствования. Для сравнения: годом ранее в Беларуси насчитывалось 1544 туристические организации. Минус 200 в чертов високосный год! А что же оставшиеся на плаву? С въездным туризмом, как известно, пока все плохо, внутренний удалось нарастить, но перекрыть оборот выездного сегмента, конечно же, в целом было нереально. В результате экономика многих туркомпаний оказалась, образно говоря, в полуобморочном состоянии. Вдохнуть новую жизнь в данную сферу поможет только открытие границ: красоты Полесья и новые услуги отечественных здравниц все же имеют ограниченный ресурс и спрос.

И еще, Дмитрий. Иной раз слышу: мол, желание отдыхать на море для наших людей — это кем-то навязанный стерео­тип. А вот и нет! В Советском Союзе еще до Великой Отечественной войны была создана сеть курортно-лечебных учреждений, поездки «на юг» стали ежегодным ритуалом для многих семей. В период 1960 год — 1970-е годы у советских граждан появилась возможность приобретать туристические путевки как в страны социалистического блока, так и в Индию, Грецию, Италию. ­СССР, как известно, давно нет, а в Беларуси море только одно — Минское. Привычка же выезжать в теплые края никуда не пропала. И это очень хорошо: запираться в четырех стенах в эпоху глобализации — нонсенс. И — вакцинация против COVID-19 нам в помощь!

nesterov@sb.by

А нужен ли берег турецкий?

Многие жители нашей страны ежегодно планируют поездки к теплым морям и в экзотические страны, но в последнее время в связи с пандемией возникает много вопросов. Красивые пляжи, прекрасный сервис и интересные экскурсии — это, конечно, замечательно, но сегодня, Александр, надо думать и о возможных последствиях. Например, не факт, что после отпуска не придется сидеть на самоизоляции из-за внезапной вспышки инфекции на жарком курорте. Все говорит о том, что настало время основательно оценить возможности отдыха и оздоровления дома, на родине.

«Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать»
(Лев Толстой, русский писатель и мыслитель).

Сегодня многие турагентства, авиакомпании, отели и другие участники туристического рынка предлагают интересные варианты поездок. А как же иначе — доходы катастрофически упали, и турбизнес надо как-то оживлять. Но, во-первых, никакие скидки не смогут компенсировать существующие риски, а во-вторых, неужели вы искренне верите в честность подобных дискаунтов? Это как, например, вывески в магазинах «Скидка 70 %»: разве в большинстве случаев и вправду так? Покупателю с продавцом сражаться бессмысленно — торговля всегда возьмет верх своей изобретательностью и изощренностью. Так и в турбизнесе. Да, многие туры подешевели. Да, ты реально можешь заплатить сегодня за поездку в определенный отель меньше, чем пару лет назад. Но по приезде начинается «протрезвление»: ассортимент по питанию значительно сокращен, импортные качественные напитки заменены сомнительными аналогами местного производства, сервис стал «ненавязчивым», многие бесплатные опции сняты, стоимость экскурсий возросла и т.д. В итоге — не «все включено», а фактически почти «все выключено». Я ни в коем случае не утверждаю, что так происходит везде и со всеми, но то, что подобная тенденция существует, подтверждают наши многие соотечественники, побывавшие недавно на популярных курортах. Поэтому поддерживаемый многими постулат о финансовой выгоде от отдыха за границей в период пандемии считаю несостоятельным.

Теперь, как говорится, о грустном. Вы, Александр, воодушевленно говорите о том, что жизнь и ситуация заставили многих наших сограждан открывать для себя в плане отдыха новые страны и направления из-за их либеральных правил в отношении пандемии. Это хорошо, когда люди имеют возможность получить объективную информацию и быстро перестроиться. Но, может, пришла пора лучше заняться собственной туриндустрией? Да, коллега, сегодня она имеет ограниченный ресурс и спрос. А вы еще предлагаете в такой момент ради экономической состоятельности турфирм поощрять стремление людей отдыхать за границей? Так для какой экономики будет польза, если почти все туристические деньги будут уходить за рубеж? Там за наш счет будут устраивать и модернизировать современные курорты, а мы будем это финансировать и только констатировать, что для развития собственного туризма необходимы огромные средства.

Уверен, Александр, что пришло время посмотреть на эту тему не только с точки зрения потребителей и пандемии, но и гораздо шире, исходя из важности государственных интересов. История развития экономик многих развитых стран показывает, что успешное продвижение той или иной отрасли часто начиналось с активизации внутреннего потребления: люди реально поддерживали производство своих товаров и услуг. Посмотрите на маленькую Швейцарию — она меньше Беларуси по площади территории в пять раз и географически ничем, кроме наличия гор, от нашей страны не отличается. У нее нет выхода к морю, нет величественных пирамид, «луксоров» и «эфесов». Но какая создана туриндустрия! Около 20 процентов национального дохода этой страны формируется за счет туризма. А знаете почему? Потому что в свое время там никто не плакался, что дома нечего смотреть и некуда ехать. Просто организовались, поставили перед собой цель, и все получилось. Попробуйте, коллега, поехать и посмотреть — швейцарцы еще подумают, впускать нас или нет. Как говорится, а нам слабо?

shamko@sb.by

Брейк!

Очень хороший слог, Саша, но неубедительны ваши аргументы. Скажем, по поводу целебных свойств заморского воздуха. У меня сложилось впечатление, что врачи еще сами не определились, как лечить коронавирусную астению. Совершенно очевидно, что после такой затяжной пандемии реабилитация нужна каждому из нас, но как подействует на организм радикальная смена климата — вопрос открытый. Дмитрий совершенно прав, все, что связано с заграничными путешествиями, для нас по-прежнему покрыто толстым слоем неопределенности: откроют или внезапно отменят перелеты, введут ли тесты, станут ли требовать на границе вакцинные европаспорта?.. Для утомленного рабочими буднями отпускника обстановка, на мой вкус, пока чрезвычайно нервная. И потом, знаете ли, много ума не надо собрать чемодан и улететь тушкой на море. А вот составить для семьи красивый маршрут по родной Беларуси и открыть для себя заново ее самые интересные страницы — это совсем другое дело. Вдобавок это прекрасный способ повысить свой интеллектуальный уровень, пересмотреть взгляды на отдых и оптимизировать издержки. Цены на туры уже в марте необоснованно поползли вверх, а покрывать убытки заграничных отельеров мне религия не позволяет. 

Словом, Дмитрий, становлюсь рядом с вами на защиту отечественного турбизнеса. Вы победили! 

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter