Как одно отдельно взятое предприятие сделали доходным

Когда-то наша страна была в лидерах по выращиванию и переработке льна.

Когда-то наша страна была в лидерах по выращиванию и переработке льна. Эта культура стала символом государственности, так как голубой цветок льна изображен на национальном гербе. Но со временем слава белорусских льноводов в силу различных причин померкла, хотя даже если только опубликовать статью на эту тему на специализированных сервисах, то несколько выгодных контрактов получить можно. И сейчас государство принимает серьезные меры для того, чтобы ее возродить, а продукцию льноводства сделать доходной статьей экспорта. Одним из предприятий, которое идет в первых рядах этого возрождения, и стало ОАО «Хотимский льнозавод».

Первые в отрасли

Хотя слово «стало» здесь не совсем подходит. В самые лихие кризисные времена Хотимский льнозавод держался на плаву. И большая заслуга в этом принадлежит директору Николаю Курзенкову, который 26 лет из восьмидесятилетней истории завода руководит коллективом. Сейчас предприятие самое прибыльное в отрасли, хотя продукция его -- из самых дешевых. За восемь месяцев нынешнего года хотимские льнопереработчики получили более 2,8 млрд рублей чистой прибыли, достигнув рентабельности от реализации в 34,8 процента.

-- Успехи успехами, однако мы далеки от шапкозакидательского настроения, -- говорит директор. -- Слишком много неоправданных препон приходится преодолевать. Полностью согласен с главой государства в том, что не следует мешать тем, кто умеет работать, докучая им различными проверками. И результаты труда надо оценивать прежде всего размерами банковского счета, а не второстепенной статистикой, которую можно поворачивать и так и сяк. Завод в минувшем году, например, заплатил налогов 1,5 млрд рублей, имеет свободный счет. Средняя заработная плата в августе составила 4869 тысяч рублей.

Дело техники

Самой большой трудностью на данный период Николай Егорович считает дороговизну льноуборочной техники. То, что государство возложило на переработчиков функции по выращиванию льна, правильно. При этом весомым подспорьем стала государственная помощь техникой, которую можно было приобретать в лизинг. Засевая тысячу гектаров льном, заводчане успешно справляются с дальнейшими операциями по выращиванию его и уборке. Имея одиннадцать льноуборочных агрегатов, один из которых -- самоходный, они спокойно проводят летние и осенние работы. При хорошей погоде ежедневная выработка доходит до десяти гектаров на каждый. Так что еще успевают помочь сельхозкооперативом, которые в совокупности засевают льном двести гектаров.

Но технике свойственно изнашиваться. И теперь, чтобы приобрести, скажем, льнотеребилку отечественного производства, надо затратить 2,6 млрд рублей. А она лишь теребит, но не обмолачивает семенные головки. Для этой операции нужен очесыватель. За него выкладывай еще 3,6 млрд рублей. Но при его эксплуатации в дождливую погоду существенные потери семян.

Огорчает и то, что предприятие сейчас практически работает на склад -- волокно сдается Оршанскому льнокомбинату на ответственное хранение. И комбинат закупает его потому, что Минсельхозпрод увеличил закупочную цену на волокно, а Минлегпром с этим увеличением пока не согласился.

Человеческий фактор

Проблемы заводчанам приносит и близость района к России. Многие бегут туда за длинным рублем.

-- Хороший работник тот, -- считает Курзенков, -- который способен видеть в своем труде перспективу. Сейчас в коллективе 98 человек. Во время теребления льна привлекаем немного людей со стороны. При этом производство работает в три смены. После постановки техники на зимнее хранение временные рабочие уходят, а третья смена формируется из освободившихся механизаторов. Таково их желание. Тем более что хотимчане у нас трудятся династиями, семьями. Среди лучших -- Сергиенки: глава семьи, его жена и сын. В таком же составе и Швецы трудятся. Ефременки на заводе впятером. Среди заводчан немало таких, кто отдал предприятию всю трудовую жизнь. Кроме названных династий, скажем, тридцать два года отработала у нас главный бухгалтер Галина Владимировна Дюбанова. Экономист Елена Владимировна Рябцева, ведущий специалист по заготовке Людмила Михайловна Беленкова и мастер по сырью Надежда Федоровна Марченко тоже исчисляют свой заводской стаж более чем тремя десятками лет. Не только рабочие, но и специалисты держатся за предприятие. Потому что многое на нем создали своими руками и умом, потому что имеют возможность самореализоваться.

Нельзя не согласиться с доводами директора. Как и с его производственным кредо. Во главу он ставит крепкую личную и производственную дисциплину. Начиная с руководителя. И не без основания гордится тем, что ни разу не соврал подчиненным, дав слово, всегда держал его. Эта черта присуща и кадровым рабочим. Их не надо уже агитировать за добросовестный труд. Нет резона составлять планы на уборку. Каждый механизатор на подъеме тресты и прессовании ее в рулоны выдает в смену по сотне и более таких «катушек», обеспечивая максимальную загрузку техники.

Как-то на льняных полях довелось вместе с заводскими трудиться механизатору одного из хозяйств. Так тот после говорил Курзенкову, что его трактористы -- «бешеные», за ними никак не угнаться. И половины того, что сделали они, выработать не удалось.

-- Радует, что за «стариками» тянется молодежь, -- продолжает тему директор. -- Не отстать, а то и обойти опытных работников для них становится первозадачей. И не только в желании заработать тут дело. Испытать себя, доказать, что можешь, тоже очень важно. Хотя лучшие и заработали по 8--9 миллионов рублей.

Экономика любит точность

О том, что сравнительно небольшой коллектив льнопереработчиков трудится с должным напряжением, свидетельствуют абсолютные показатели. На одном потоке за девять месяцев выпущено 148 тонн длинного волокна. На других же однотипных предприятиях отрасли даже при двухпоточной работе выпускается в разы меньше. Получению высоких результатов способствует и своевременное техническое перевооружение. Шесть лет назад заменили линию по выработке длинного волокна, и теперь только своевременно обслуживают ее.

О грядущей модернизации говорят как о необходимости. И в первую очередь для улучшения условий труда заводчан. Послевоенные помещения уже не соответствуют никаким нормативам. Практически придется отстраивать заводские корпуса. Что же касается установки импортного оборудования, то к этому процессу думают подходить осторожно, с учетом особенностей выращивания льна в здешних условиях, которые зачастую весьма существенно влияют на качество перерабатываемого сырья и в дальнейшем -- получаемого волокна.

-- То, что будет безукоризненно работать в других регионах, может не пойти у нас, -- утверждает Курзенков. -- А вложить огромные средства и не получить от них отдачи -- это попахивает авантюрой. Экономика же не терпит неточностей в расчетах. Так что все надо изучить, просчитать, посмотреть на практике в иных местах, проанализировать применительно к своим условиям, а потом уже внедрять. Можно работать и на отечественном оборудовании. Что и доказывает наше предприятие.

С такими доводами трудно поспорить.

Хотимский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter