Как обеспечить безопасность Союзного государства

Взгляд из Москвы

Видеомост, недавно организованный РИА Новости, на этот раз связал три европейские столицы – Москву, Минск и Брюссель, а к дискуссии был приглашен постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Гости трех студий собрались, чтобы обсудить вопросы безопасности Союзного государства, Беларуси и России и противодействия современным угрозам. Эта встреча не случайно совпала с памятными датами нашей истории: 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Именно в этот день, но спустя 67 лет, в Бресте встретились два президента – Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко, которые подтвердили приверженность курсу на единение россиян и белорусов и почтили вечную память погибших за свободу и независимость наших народов. 3 июля Беларусь отметила День Независимости и день освобождения своей столицы от фашистских захватчиков.

В условиях целенаправленного разрушения

Франц Клинцевич, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов привел целый  комплекс угроз, которые направлены против создания Россией и Беларусью Союзного государства. По его мнению, главная угроза – это целенаправленное разрушение сложившейся после Второй мировой войны системы международных отношений. Ее цель – установление однополярной модели мира во главе с США. Далее – притязание транснациональных корпораций, прежде всего американских, на безраздельное геоэкономическое господство. Бескомпромиссная борьба за природные ресурсы и стремление подорвать энергетическую безопасность конкурентов на мировой арене.
К основным региональным угрозам, как фактору силового давления на Беларусь и Россию, как стремление затормозить поступательное развитие и нанести ущерб национальным интересам и безопасности наших стран, Ф.Клинцевич отнес расширение НАТО на восток. США оказывают и постоянное информационно-психологическое давление, чтобы затормозить интеграцию в политической, социальной, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности наших государств. Это выражается в насаждении чуждого образа жизни, мыслей и мнимых ценностей и сопровождается  трансграничными угрозами, к которым относятся международный терроризм, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция. С другой стороны, Союзному государству угрожают «внутренние враги»: коррупция, энергетические, экологические, демографические угрозы. Не зря обеспечение национальной и коллективной безопасности в Договоре о создании Союзного государства было определено как приоритетное направление.
Противостоять таким разномасштабным, разнохарактерным и разнонаправленным вызовам и угрозам Союзному государству Россия и Беларусь могут только совместными усилиями. В сфере безопасности уже сделано немало, но обострение существующих и появление новых угроз требуют активизировать эту работу как на национальном уровне, так и в рамках Союзного государства.

Главная угроза – политическая несобранность и безответственность

Проект создания Союзного государства, заявил Анатолий Локоть, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, беспрецедентен для защиты национальных интересов как Беларуси, так и России. Ведя разговор об угрозах Союзному государству, мы сосредоточились на военно-политическом давлении со стороны НАТО, и здесь очень важно обозначить  позицию и России, и Беларуси.
Сегодня, считает А.Локоть, мы действительно не видим в Европе противника, но относиться безразлично к тому, что происходит на наших западных, северных и с некоторых пор южных границах, не можем. Прежде всего к появлению вблизи границ Союзного государства средств воздушного нападения военно-воздушных сил НАТО. Например, в странах Прибалтики несут боевое дежурство не только носители оружия «воздух-воздух», но и «воздух-земля», которые за считанные минуты могут достигнуть Минска и Москвы.
Неприятно и неприемлемо для нас размещение элементов ПРО в Европе. Это непосредственная угроза как Беларуси и России, так и Союзному государству в целом. Серьезно осложнится положение на южном, черноморском фланге, если события в Украине будут развиваться в негативном для нас направлении.
Однако, по мнению депутата, главная угроза Союзному государству – внутренняя: политическая несобранность и безответственность.
22 июня произошло знаковое событие: президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко встретились в святом для нас месте – Бресте. Эта встреча подчеркнула значение Союзного государства, обозначила перспективы экономической интеграции. На этом фоне, считает А. Локоть, странным выглядит перенос сессии союзного парламента на сентябрь, без ясного объяснения причины. По регламенту она должна происходить два раза в год. А ведь это не только организационный, но и политический момент: такие встречи российских и белорусских депутатов подчеркивают важность и значение Парламентского Собрания, его влияние на создание Союзного государства.
Еще более странной кажется информация о том, что некоторые министерства блокируют или недолжным образом финансируют союзные проекты, в частности программу обустройства границы Союзного государства. Это серьезная проблема, вызывающая много вопросов, прежде всего к российским министерствам, в том числе к Минэкономразвития. По мнению
А.Локотя, складывается впечатление, что сейчас, когда Договор о создании Союзного государства подписан, структура управления им сформирована, не ясно, что с Союзным государством делать дальше.
Депутат убежден в том, что оно должно развиваться не только в экономической, но и в политической области. Тогда можно будет и защищать его геополитические интересы, и противостоять внешним угрозам.

На правовом фронте

Татьяна Москалькова, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками  рассказала о правовых аспектах противостояния современным угрозам – не только в рамках Союзного государства, но и СНГ и ОДКБ. Современная геополитическая обстановка характеризуется тем, что прямые военные риски уступают скрытым, непредсказуемым угрозам международного терроризма, подпитываемого наркотрафиками, транснациональной организованной преступностью, связанной с политическим и религиозным экстремизмом и сепаратизмом.
С ними легче бороться всем миром. Для повышения согласованности в законодательной деятельности парламентов в условиях глобализации, обеспечения интеграционных процессов в СНГ национальное законодательство необходимо привести в соответствие с международными нормами.
Поэтому, считает Т.Москалькова, важно обратить взоры к Уставу Союза Беларуси и России, где главной целью обозначено сближение национальных правовых систем и формирование правового поля Союза. Следовательно, российским и белорусским законодателям необходимо серьезно работать над систематизацией, унификацией и гармонизацией национальных законодательств. Без этого, убеждена депутат, создать Союзное государство практически невозможно.
Например, закон о коррупции в Беларуси эффективно действует больше двух лет. В России его пока нет. Прокурорский надзор в российском законодательстве изменился до неузнаваемости, что привело к снижению его эффективности до недопустимых пределов.
Анализ национальных уголовных законов показал, что в целом, например, в области установления уголовной ответственности за преступления против экологической безопасности и природной среды они соответствуют положениям Модельного уголовного кодекса СНГ. Однако Глава 26 «Экологические преступления» российского кодекса содержит 17 составов. Та же глава белорусского кодекса, называемая «Преступления против экологической безопасности и природной среды», – 22.
В ней предусмотрено наказание за нарушение правил водопользования, сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды, уничтожение либо повреждение торфяников. Предусмотрена ответственность не только за загрязнение вод, но и за их засорение. В российском законодательстве этого нет.
Единые стандарты необходимы и для борьбы с преступностью. Об этом свидетельствуют и результаты выполнения Плана мероприятий по борьбе с наркоугрозой. С 2003 года в рамках ОДКБ, а с 2005–2006 годов к ней подключились еще несколько государств: Азербайджан, Иран, Китай, Узбекистан, Украина, страны Балтии и Агентство по борьбе с наркотиками США, проводится ежегодная операция «Канал», в ходе которой совместными усилиями удалось перехватить более 5 тонн наркотиков, возбудить около 4 тысяч уголовных дел, конфисковать тысячи единиц огнестрельного оружия.
В 2006 году национальные миграционные и правоохранительные органы провели операцию по противодействию нелегальной миграции. Выявили и перекрыли ее каналы, пресекли деятельность транснациональных организованных преступных групп на наиболее интенсивных направлениях въезда-выезда иностранцев из третьих стран. В рамках операции только за 15 дней было депортировано из государств – членов ОДКБ более 1184 человек и более 28 тысяч привлечены к административной ответственности за нарушение правил миграционного законодательства.
Участники видеомоста сошлись в едином мнении – уже одна идея создания Союзного государства вызывает яростное сопротивление у мировой закулисы, которая ведет против России и Беларуси необъявленную войну. В этих условиях, отмечали союзные парламентарии, объединенная защита  Союзного государства Беларуси и России является делом неотлагательным и всенародным.

Наталья ДОЛГУШИНА

 

Взгляд из Минска

Еще во времена президентства незабвенного Билла Клинтона американская администрация четко сформулировала задачу обеспечить США «свободу от нападения и свободу для нападения». В большой политике словами просто так не разбрасываются, за ними, как правило, следуют действия. И сегодня эти действия, честно говоря, не внушают доверия. Вопреки декларациям о «стратегическом партнерстве» с Россией вокруг нее последовательно выстраивается натовский «санитарный кордон». Беларусь, по сути, остается единственным государством, которая не вписывается в планы заокеанских стратегов оформить на восточном направлении Балто-Черноморскую дугу, чтобы окончательно обеспечить себе региональное и глобальное превосходство. Не случайно проблема безопасности Союзного государства, поиск оптимальных вариантов нейтрализации существующих внешних угроз является ключевым приоритетом белорусско-российской интеграции.
Вообще ситуация складывается неоднозначная. С одной стороны, как справедливо отмечает председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Николай Чергинец, ни Россия, ни Беларусь не считают ни одно государство в мире своим вероятным противником, тем более такие крупные страны, как США и государства Европы. Но с другой – вряд ли кто станет отрицать, что сейчас происходит «перекройка» карты мира, причем вразрез со всеми международными соглашениями, заключенными после Второй мировой войны. Признание Косова поставило жирную точку в процессе ликвидации Ялтинской системы. Американцы откровенно говорят о том, что Организация Объединенных Наций отжила свой век и ее пора постепенно демонтировать вместе с «архаичным» международным правом. Вместо ООН они не прочь выстроить другую модель, при которой существует только один центр принятия решений, а мнения остальных стран и народов игнорируются. Видимо, это и есть глобализация по-американски, в основе которой – всеохватывающее влияние Вашингтона на политические и экономические процессы в мире. Все это умело маскируется пропагандистской шелухой. Но информационные атаки нередко разжигают пламя военных конфликтов. Вспомним хотя бы бомбардировки Югославии и вторжение в Ирак: в обоих случаях боевым действиям предшествовало создание американскими и европейскими СМИ «образа врага» в лице этих стран.
– Нас очень беспокоит непредсказуемость действий отдельных государств, – сказал Николай Чергинец. – В свое время США попросту обманули мировое сообщество, развязав военные действия в Ираке. Сейчас они готовы учинить новую войну в Иране, и опять под предлогом якобы ведущихся там разработок оружия массового поражения. Хотя все независимые источники твердят об обратном. За последние десять лет НАТО, вопреки взятым на себя обязательствам, более чем на тысячу километров продвинулось в сторону Союзного государства. А планы по размещению элементов противоракетной обороны в Восточной Европе есть не что иное, как попытка превратить европейские страны в плацдарм для размещения там своего наступательного оружия. Помимо Польши и Чехии, в зону интересов США входят также Грузия, Литва и Турция. С ними также ведутся соответствующие переговоры.
В Вашингтоне отлично знают, что в Иране нет межконтинентальных баллистических ракет, и, будучи прагматичной нацией, американцы не станут вкладывать сотни миллионов долларов, чтобы отразить пуск несуществующих ракет. Им нужно иметь вблизи западных границ Беларуси ракеты средней дальности, способные достигать центральных районов европейской части России в считанные минуты. Кроме того, установку радаров и противоракет в Восточной Европе США рассматривают как завершающий этап создания глобальной системы противоракетной обороны, позволяющей им контролировать все регионы мира.
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин призвал Россию и Беларусь к более активному сближению в рамках Союзного государства в ответ на расширение альянса.
– Политика НАТО может быть выражена известной формулой: если нельзя, но очень хочется, значит можно. В кулуарных беседах отдельные представители блока мне говорили:  раз уж вы (страны бывшего СССР) проиграли «холодную войну», не кипятитесь, а спокойно наблюдайте, как  мы будем расширять свое влияние. Да, мы сами во многом виноваты, что развалили Союз. Но хватит уже терзаться по этому поводу и словами увещевать оппонентов. Мы должны становиться сильными, а для этого у нас элементарно не хватает населения, уверенности в себе и порядка во внутренних делах. Между тем укрепление Союзного государства станет достойным ответом на действия НАТО. Любой агрессор должен знать, что будет уничтожен, если он поставит под сомнение наше право на суверенитет, – заявил российский политик.
Впрочем, эта риторика направлена в адрес тех, кто грезит вернуться к временам «холодной войны». По признанию самого Дмитрия Рогозина, на сытом и благополучном Западе сегодня достаточно много трезвомыслящих людей, которым не нужна конфронтация с Россией и Беларусью.
– Значит, мы должны стараться превратить потенциальных противников в нейтралов, нейтралов – в партнеров и союзников, союзников – в друзей. Вот в чем смысл дипломатии, – подчеркнул представитель РФ в Брюсселе.
– Так может, имеет смысл и нам войти в состав НАТО, чтобы разом снять все проблемы и сообща бороться против того же терроризма и наркотрафика? – полюбопытствовали журналисты.
– Во-первых, вступление России и Беларуси в Североатлантический альянс будет противоречить воле народов двух стран, – убежден Дмитрий Рогозин. – Во-вторых, мы не сможем пополнить ряды НАТО по той причине, что обязательно найдется кто-нибудь из членов альянса (например, Польша или какая-нибудь из стран Балтии), кто просто не захочет видеть Россию за одним столом.
По его мнению, несмотря на декларируемую НАТО политику «открытых дверей», на самом деле ее нет. Многие западные политики думают одно, а делают другое. Они заявляют о своей приверженности демократии, но когда речь заходит о вступлении в альянс Грузии и Украины, мнение народа для них не в счет. Грузинские политики заявляют, что, по итогам референдума, 60 процентов населения выступает за вхождение в НАТО. Но давайте будем объективны: ведь в Абхазии и Южной Осетии референдум вообще не проводился.
– Самый лучший вариант – вообще распустить этот блок, что, кстати, и предполагалось сделать после того, как не стало Варшавского договора, – сказал Николай Чергинец. – Вот самое эффективное средство укрепления доверия между государствами. У современной Европы достаточно сил и средств для того, чтобы противостоять современным вызовам, терроризму, организованной преступности.
Впрочем, воздействие внешних факторов и угроз – лишь одна сторона медали. По словам союзных парламентариев, они служат своего рода импульсом к решению проблем внутрисоюзного единства. Речь идет об укреплении экономической интеграции, социальной сферы, унификации правовых систем. Как подчеркнул Николай Чергинец, необходимо как можно быстрее, не дожидаясь завершения союзного строительства в виде принятия Конституционного акта, выходить на новый этап развития парламентской структуры, придав Парламентскому Собранию статус полноценного парламента.
Помимо Беларуси и России активным сторонником интеграции на постсоветском пространстве выступает сегодня Казахстан. Еще в 1994 году Астана предлагала создать Евразийский союз, но тогда ее по разным причинам не поддержали. Сегодня Казахстан не скрывает своего интереса к строительству Союзного государства, так почему бы нам не сделать шаг навстречу друг другу и не привлечь к своему тандему мощного центральноазиатского соседа?! Тем более что Россия и Казахстан успешно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а все вместе наши государства составляют костяк ЕврАзЭС и ОДКБ. Присоединение к союзной интеграции Казахстана – абсолютно беспроигрышный вариант, который будет содействовать укреплению экономического и оборонного потенциала каждой из стран и Союзного государства в целом. К слову, совсем недавно белорусские парламентарии первыми ратифицировали пакет документов из 13 соглашений, направленных на формирование Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. «Мы ждем, что российские и казахстанские друзья, не затягивая процесс, последуют нашему примеру», – резюмировал Николай Чергинец.

Евгений КОНОНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter