Как новые таможенные пошлины отразятся на покупке подержанных иномарок?

Даже самые далекие от проблем автотранспорта люди сегодня обсуждают тему повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц. Многие, собрав последние сбережения, в спешном порядке заказывают себе подержанную иномарку из-за рубежа.

Даже самые далекие от проблем автотранспорта люди сегодня обсуждают тему повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц. Многие, собрав последние сбережения, в спешном порядке заказывают себе подержанную иномарку из-за рубежа. И это понятно: новые таможенные тарифы практически исключат возможность для среднестатистического белоруса купить автомобиль с пробегом в Европе или США.

Впрочем, как заявил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк, Беларусь будет отстаивать действующие ставки таможенных пошлин в рамках единого таможенного пространства Беларуси, России и Казахстана, которое будет сформировано 1 июля 2Подержанные иномарки. фото010 года.

Тема повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц в последнее время настолько захватила умы белорусов, что даже самые далекие от проблем автотранспорта люди вынуждены участвовать в дискуссиях по этому поводу.

И чем ближе 1 июля, тем жарче становятся споры. Причем каждая новость о развитии российско-белорусских отношений так или иначе проецируется на тему таможенных пошлин. На мой же взгляд, повышение растаможки не выгодно ни одной, ни другой стороне. Почему? Сейчас попробую объяснить.

Стрелка весов о вероятности повышения растаможки беспрерывно смещается из стороны в сторону. Слухи со ссылкой на якобы самые достоверные источники будоражат общество. Отдельные индивидуумы, собрав последние сбережения у родственников или заручившись финансовой поддержкой у друзей, в спешном порядке стараются заказать себе подержанную иномарку из-за рубежа. И главное, успеть ее растаможить до 1 июля по старым пошлинам, поскольку обещанные новые таможенные тарифы практически исключают возможность для среднестатистического белоруса купить себе автомобиль с пробегом в Европе или США.

Выгодно ли это белорусам?

Выгода непосредственно белорусскому бюджету от повышения пошлин для физических лиц весьма сомнительна. Если сегодня каждый автомобиль по льготной растаможке приносит в казну в среднем от 500 до 1200 евро, то увеличение пошлины не приведет к простому арифметическому увеличению доходов государства. Здесь математика работает по-иному. Пошлины увеличатся, снизится спрос на такие дорогие автомобили, и в результате казна не приобретет, а потеряет.

Ладно, получилось неплохо с повышением для юридических лиц, торгующих новыми автомобилями. Практически все импортеры, чтобы не потерять белорусский рынок, пошли на снижение отпускной заводской цены на автомобили. Правда, не на все. Но в ряде случаев на некоторые модеПодержанные иномарки. фотоли это снижение достигало 25-30 процентов, что полностью перекрывало рост таможенных тарифов, давая возможность импортерам и дилерам практически не повышать цены на новые машины без ущерба для своего бизнеса. Сразу отмечу, что данная информация держится белорусскими бизнесменами в относительном секрете. По крайней мере, является сугубо конфиденциальной. Но факт остается фактом: заводы-производители пошли навстречу просьбам их белорусских партнеров и сделали этот шаг. При желании это легко проверить, имея доступ к отчетным документам фирм, торгующих новыми иномарками.

А вот что касается пошлин на подержанные автомобили, то юридические лица прекратили заниматься этим бизнесом. Стало невыгодно. Зато активно заработала другая схема. Ввоз автомобилей частными лицами, то есть непосредственными покупателями, увеличился в несколько раз. Все стараются успеть до назначенного времени «Ч» купить себе иномарку. Фирмы переключились на консалтинговые услуги по поиску и подбору автомобилей.

Под эту схему попадает и известное предприятие в Ждановичах, где белорусам предлагается выбирать нерастаможенный автомобиль, и затем уже гражданин сам растаможивает на себя машину, платя пошлину по льготным тарифам. А фирма вроде как и не занимается растаможкой. Недаром же на наши звонки с просьбой перевезти приобретенный в Европе автомобиль до минской таможни большинство перевозчиков отвечают: «Извините, у нас почти все автовозы идут на Ждановичи».

Осмелюсь предположить, что не без участия именно этого предприятия поднимается в первую очередь ажиотаж в отношении приближения времени «Ч». Ведь закупив автомобили, «Ждановичи» должны их успеть и распродать. Иначе не имело смысла им торопиться вкладывать деньги.

Выгодно ли это россиянам?

Выгода для российского бюджета внешне наиболее очевидна. Беларусь представляет для России лакомый кусок в размере около 2 миллионов единиц автопарка. То есть, не менее полумиллиона человек в среднем ежегодно становятся потенциальными покупателями автомобилей.

Но тут загвоздка. Ну не хотят белорусские автолюбители покупать автомобили российского производства. Не хотят! Да, мы избалованы возможностью за относительно умеренную цену в 5000-7000 долларов США иметь 5-9-летнюю иномарку с пробегом до 150 тыс. км, которая по всем параметрам будет лучше «жигулей».

Значительно снизив приток в Россию подержанных иномарок за счет барьера высоких пошлин, Россия, тем не менее, имела возможность предложить развитие бизнеса сборочного производства иномарок. Поскольку АвтоВАЗ (Тольятти) так и не сумел за последнее десятилетие предложить что-нибудь достойное в сравнении с Западом, российский автопром продолжает медленно умирать.

И сегодня россияне охотно покупают иностранные автомобили, собранные в России. Но ведь потенциальных покупателей новых автомобилей гораздо меньше, чем подержанных? А нам, белорусам, все тех же 5000-7000 американских долларов не хватит на новые авто, даже собранные в России. Значит, нас готовят в качестве покупателей уже подержанных иностранных автомобилей российской сборки.
И здесь тоже не все так просто: автомобили после захудалых российских дорог значительно хуже по состоянию своих аналогов, эксплуатировавшихся в Европе или даже в Беларуси. К тому же сам автопарк собранных в России иномарок пока не так уж и велик. То есть, с нами работают с перспективой на светлое будущее. Только вот для кого оно будет светлым при таком подходе?

А что на самом деле?

Есть вопрос, который даже не затрагивается при обсуждении новых пошлин, хотя, на мой взгляд, в нем заключен весьма глубокий смысл. Вы не задумывались над тем, что фактически Беларусь уже несколько лет соответствует нормам российской растаможки на подержанные автомобили? Не верите? Тогда откройте нормативные документы и посмотрите: во что вам обойдется растаможка второго, третьего и последующих автомобилей, пригоняемых в течение года из-за рубежа. Это как раз и будет российская растаможка.

А то, что мы имеем льготные тарифы на таможенные пошлины на один автомобиль в год для одного совершеннолетнего белорусского гражданина (причем, приобретаемый только для использования в личных целях), так это наше государство (спасибо ему!) дает нам такую привилегию. Причем лишь раз в году. Отметим, что, даже пригоняя автомобиль на кого-то другого по доверенности, вы теряете это свое кровное право на этот год.

Схема удобная, отлаженная многими годами и не вызывающая споров и возмущения у белорусов. Она позволила нам иметь такой автопарк личного транспорта в стране, что России (особенно глубинке) это и не снилось.

Чего боятся россияне?

Сразу скажу, что речь идет не о тех россиянах, кто хотел бы купить за скромную цену неплохой подержанный автомобиль, а о тех, кто имеет хорошие деньги с того самого злосчастного российского автопрома или сборочных автомобильных производств. Так вот, эти россияне боятся потока дешевых подержанных автомобилей в Россию. Якобы тогда у них будет меньше спроса на их продукцию, приносящую сегодня немалые барыши.

Но боятся напрасно. На самом деле существует очень простая схема, защищающая их от этого страха.

Автомобиль, растаможенный в Беларуси по льготной растаможке, для отпуска в свободное обращение в России должен просто-напросто дорастаможиться по российским тарифам. И всё! И никаких вам неконтролируемых потоков через Беларусь иномарок из Европы или Америки.

Кстати, такая схема существовала раньше. Правда, затем она была «с успехом» прикрыта российскими властями, посчитавшими, что Беларусь им не родственное государство. И приравняли нас к балтийским республикам и Польше. То есть, россияне за иномарку, приобретенную в Беларуси и стоявшую на белорусском учете, должны были платить и до сей поры платят такую же таможенную пошлину, как за иномарку, пригнанную из Литвы, Польши, другой европейской страны.

Так почему бы не вернуться к этой схеме? Она бы позволила и белоруской казне иметь уже устоявшийся доход от пригона иномарок (замечу, даже с учетом льготных тарифов это приносит немалую долю в казну государства). И российская сторона получала бы свои дивиденды. А главное, не было бы нарушено правило о единых таможенных тарифах внутри таможенного пространства. Так сказать, и волки сыты, и овцы целы. Кстати, поскольку об этом до сих пор никто не говорил, возможно, именно так наши власти и поступят в конечном итоге. Схема простая, юридически обоснованная, а главное, взаимовыгодная.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter