Осушенные болота целесообразно снова обводнить - белорусские ученые

Как не увязнуть в болоте

Еще в 60-х годах прошлого века торфяные болота занимали более 14 % территории Беларуси
Еще в 60-х годах прошлого века торфяные болота занимали более 14 % территории Беларуси. Во время бурного и крупномасштабного их осушения в 1950—1990 годах с карты страны исчезло более половины, так что в первозданном виде осталось совсем мало. Обидно, но значительная часть угодий на месте осушенных болот — свыше 400 тысяч гектаров — относится к деградировавшим землям, и дальнейшее их эффективное использование в сельском и лесном хозяйстве, в целях торфоразработок невозможно. 


Надо заметить, что торфяной слой в естественных условиях формируется медленно: в год 0,5 — 1 миллиметр. Болота поглощают углекислый газ из атмосферы, являясь одним из действенных регуляторов климата. Но когда они осушены, происходит процесс разрушения и минерализации торфа, он окисляется кислородом, выделяется СО2, что усиливает парниковый эффект. Который, как теперь считается, приводит к изменению климата на Земле. 


— Ученые пришли к выводу, что осушенные болота целесообразно снова обводнить, — высказывает предположение своих коллег научный сотрудник НПЦ НАН по биоресурсам Андрей Бурло (на  снимке). — Ведь после затопления торф насыщается водой, исчезает его контакт с воздухом, существенно снижается выброс СО2.


Безболезненно можно снова заболотить больше 200 тысяч гектаров, некогда осущенных. Плюсы очевидны: снизится пожароопасность территорий, появятся новые природоохранные заказники и заповедники, на свои исконные места обитания вернуться птицы и звери. Главное же — Беларусь сократит выбросы парниковых газов, а сэкономленную квоту может продать в соответствии с Киотским протоколом. Платить будут за то, что наши болота сохраняют, а не выбрасывают газы. 


Но есть и минус. Затопленные торфяники начинают выделять уже другой парниковый газ — метан, который образуется в результате перегнивания растительности. Однако многолетние наблюдения за вновь заболоченными территориями в Германии и других странах свидетельствуют: через несколько лет выбросы метана уменьшаются. Кстати, на болотах выделение парниковых газов близко к нулю.


В Беларуси еще сохранилось около половины девственных болот. К слову, в той же Германии их осушено свыше 95 %. И теперь там тоже задумались над идеей обводнения. Поэтому и притягательны для них белорусские нетронутые равнины. В нашей стране уже четыре года работают по новой методике измерения выбросов парниковых газов с торфяников. НПЦ НАН по биоресурсам реализуется международный проект совместно с немецким фондом Михаэля Зуккова по охране природы. Новые системы измерения представляют большой интерес, с их помощью можно оценить выбросы газов быстро и надежно, посчитать объемы СО2 до и после повторного обводнения торфяников. Таким образом, это способствует получению так называемых «углеродных кредитов», которые можно продать.


За результатами подобных научных исследований пристально следят и в России. По словам директора Института леса РАН Андрея Сирина, они хорошо знают сибирские просторы, а европейская их часть осталась малоизученной. Поэтому намечается приезд в Беларусь молодых российских ученых для стажировки и обмена опытом. В ближайших планах — заключение договоров по совместному исследованию осушенных торфяников. Финансирование изысканий возможно из фондов Союзного государства.

Николай ДУБОВИК


dubovik@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter