В Беларуси живут Виноградий, Денисхан, Молнезар, Самба, Милия, Яромила, Светозара, Италия, Электра...

Как назвать дитя, чтобы оно потом не проклинало родителей

Недавно в российском Семейном кодексе появились поправки «О цензурных именах». Теперь родителям законно откажут, если они попытаются назвать свое чадо, используя цифры, символы и знаки (кроме дефиса), бранные слова, ранги, должности и титулы. Ведь необычные, а порой и странные имена — уже целое поветрие. Так что бурную фантазию молодых родителей приходится ограничивать. Судите сами. Только в Москве с начала 2000–х появились на свет мальчики Николай–Никита–Нил, Граф, Дар, Иван–Коловрат, Будда–Александр, Господин, Принц, Лука–Счастье Саммерсет Оушен и девочки Заря–Зарница, Индия, Принцесса Даниэлла, Россия, София–Солнышко, Алена–Цветочек... Одного малыша и вовсе хотели назвать БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных — Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). У нас с именами все как–то проще. Однако на детской площадке сегодня чаще можно встретить Стефанию и Радомира, нежели Лену и Петю. Стоит ли опасаться, что вскоре тоже придется бороться с «экзотикой»?


— Судя по рейтингу популярных у нас имен, ситуация не настолько пугающая, — рассказывает консультант управления нотариата и ЗАГСов Министерства юстиции Елена Семенюк. — В прошлом году самыми популярными именами среди мальчиков были Александр, Артем, Дмитрий, Иван и Максим, а среди девочек — Анастасия, Анна, Дария, Мария и София. Они держатся в лидерах последние 2–3 года. Резонансных случаев с выбором имени новорожденным у нас не было. Все–таки родители серьезно относятся к такому шагу, приходят подготовленными: узнают значения имен, анализируют христианские традиции и советуются со священнослужителями. Стремление родителей как–то выделить своего ребенка нормально. Но надо во всем иметь здравый смысл: ему же потом с этим именем жить.

Поэкспериментировать с «неймингом» у нас не получится: слишком экстравагантных родителей в рамках разумного держит Кодекс о браке и семье, где говорится, что выбранное имя не должно противоречить нормам морали и национальным традициям. В этом вопросе ЗАГСы подготовлены: имена сверяются по справочникам, и если их там нет, то родителям придется написать специальное заявление, чтобы разрешили назвать ребенка именно так. Не получится дать и более двух имен. Причем основным будет считаться первое.

Если же выбор родителей пришелся не по нраву подросшему ребенку, по достижении 16 лет можно все поменять. По какой причине отказываются? Кого–то не устраивает иностранное отчество отца, которое не совсем сочетается с именем–фамилией, а кто–то начинает так новую жизнь. 18–летняя Алена Авижич еще недавно по паспорту была Еленой. Изменения прошли легко, ведь близкие звали ее всегда именно Аленой. Другая Елена в 18 лет решила стать Валерией. Причины очень личные: первое имя ей дал отец и бросил их с мамой практически сразу. После смерти матери девушка не захотела, чтобы ее что–то связывало с неприятными воспоминаниями. Привыкать тоже долго не пришлось: окрестили когда–то девочку Валерией, так всю жизнь и называли. Из Виктории в Доминику превратилась еще одна белоруска. Признается, что чувствует себя будто обновленной.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

— Родители никогда не участвовали в моем воспитании, а когда и появлялись в моей жизни, старались делать ее хуже, — рассказывает сегодня Доминика. — Естественно, ничего хорошего в таком прошлом нет и связывать себя с ним не хочется. Вплоть до имени. Да и Доминика как–то приятнее звучит.

Многие исследователи склоняются к мнению, что каждому имени «нужно отдыхать», прежде чем вновь войти в моду. Вот почему в обиход вернулись старинные и национальные имена, хотя такого веяния не наблюдалось с начала прошлого столетия. В 1970 — 1980–е самыми популярными вариантами считались Сергей и Андрей, Ольга и Елена. Редко встречались Кристины, Карины, Федоры, Игнаты, не говоря уже о Катаржинах, Ричардах и Майклах. А вот в 1990–х родители захотели выделить своих детей среди многочисленных Маш и Вань. Тут сделали свое дело и зарубежные сериалы и песни, детективы и романы. Но и эти имена с большой натяжкой можно отнести к экзотическим. То ли дело сегодняшняя мода нарекать чад настолько экстравагантно, что оспаривать родительские решения приходится судьям по всему миру. Исследования говорят: число и популярность традиционных для каждой страны имен стремительно падает. Скажем, в США провели анализ среди 325 миллионов детишек, родившихся в период с 1880 по 2007 год. Если еще в 1950 году что–то из первой десятки популярных имен выбирали для 30% мальчиков, то в 2007–м — для менее 10%. А в Германии в 1894 году 32% имен в выборке социологов встречались только один раз, зато спустя 100 лет «уникумы» приблизились к 80%!

Кстати, уже научно обоснован тот факт, что имена могут сильно повлиять на жизнь человека. Допустим, к именам, которые легче произнести, положительно относятся в юридических компаниях. Заметно влияние и на личную жизнь: на сайтах знакомств реже обращают внимание на людей с обычными именами. Есть и такое наблюдение: женщины с именами, близкими к мужским, преуспевают в точных науках и в юриспруденции. Так что выбор имени ребенку — дело тонкое.

Самые необычные имена, зарегистрированные в белорусских ЗАГСах


девочек:

Электра, Турья, Алехна, Милия, Яромила, Светозара, Линель, Бриана–Катерина, Италия, Кирилина — по 1

Лиса — 2

Женевьева, Рабия — 3

Лилу, Мане — 4

Веселина — 5

Наоми, Кириена, Фиона — 6

Палагея, Забава — 9

мальчиков:

Виноградий, Денисхан, Эристарх, Молнезар, Самба — 1

Брюс, Ставр — 2

Варфоломей — 4

Гедымин, Блажей — 5

Иоан — 9

Светозар — 17

Кастусь — 18

Султан, Оливер — 34

Марсель, Альгерд — 67

Кстати


Адресно–справочное бюро ГУВД Мингорисполкома — одна из тех служб, которая всегда в курсе самых необычных имен. Там «СБ» сообщили: в городе живут пять Меркуриев, две Радости и два Ангела, восемь Лун, по одному Космосу и Князю, четыре Марта, 15 Касперов и 31 Граф. Встречаются и необычные сочетания имен и фамилий: Аксиома Анастасия, Париманцевич Парадокс–Персей Сергеевич, Король Алмаз, Козлов Лоранс, Вельвет Виолетта, Железный Лев, а также мелодичные Белая Георгина, Волнистая Лира, Белорусская Любовь, Прекрасная Елена, Пчелка Мая. В Беларуси 10 полных тезок Пушкина, 50 Татьян Лариных, 6 Евгениев Онегиных и 2 Ивана Грозных. Есть девушки по имени Зима (1), Весна (18) и Лето (3).

А как у них?


В Дании родители могут выбрать имя ребенку из 7.000 утвержденных вариантов, иначе понадобится разрешение от церковных и государственных чиновников. Кстати, первый закон об именах в этой стране был принят еще в 1526 году. Датчане придумывают более 1.000 новых имен в год, и пятая часть из них попадает под заперт. В свое время здесь отказали в регистрации Анусу, Плуто (кличка собаки из мультфильма) и Манки («обезьяна»).


В Исландии существует комитет по именам. Правильное имя должно состоять из букв исландского алфавита и входить в специальный национальный регистр.

В Новой Зеландии пара пыталась назвать своего первенца Плод Секса, в Японии не дали добро на имя Акума («дьявол»), а в Мексике в «черном списке» находятся имена Фейсбук, Твиттер, Марсианка и Супергерой. В Португалии под запретом более 2.000 тысяч имен.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter