Как найти управу на воздушных дебоширов

Последний захват воздушного судна в Беларуси был совершен в 1991 году...


Последний захват воздушного судна в Беларуси был совершен в 1991 году, когда студент из Жодино, угрожая муляжом гранаты, потребовал изменить курс самолета и лететь в Стокгольм. Тогда выполнили волю злоумышленника и приземлились в столице Швеции, где он и попал в руки полиции. А пассажиров, кроме женщины, которую из–за сердечного приступа оставили в Стокгольме, доставили к месту назначения. Скажете, дело давнее? Однако все помнят недавнюю историю с пьяным саратовским бизнесменом, устроившим потасовку во время рейса Москва — Хургада. Инцидент произошел на высоте 12 тысяч метров. В ответ на настойчивые просьбы утихомириться Сергей Кабалов набросился на бортпроводника с кулаками. Разбушевавшийся пассажир обещал убить каждого, кто встанет у него на пути, грозился посадить самолет там, где захочет... Из Египта Кабалов ударился в бега. Задержали его в Беларуси.

Впрочем, завсегдатаям видеохостинга YouTube знакомы сотни хулиганов и дебоширов на воздушных судах. Одни с бешеными глазами сыплют угрозами, другие не тратят время на ругательства и сразу лезут в драку, третьи пытаются выбить иллюминатор или рвутся в кабину пилотов... Если усмирить буйного пассажира не удается, командир экипажа имеет право пойти на экстренную посадку. В итоге не только сорванный отпуск у хулигана, но и смазанное начало отдыха у его попутчиков, а также незапланированные траты у авиакомпании. Для «Белавиа» такие случаи — редкость, однако в современном мире это не повод забывать о безопасности на борту самолетов. Откуда берутся воздушные дебоширы и как их обуздать?

Как правило, хулиганами становятся люди, принявшие излишнюю дозу алкоголя. Кто–то из воздушных выпивох банально боится летать, кто–то просто не привык отказывать себе в удовольствии, хотя на борту распитие спиртного запрещено. На таких граждан за четыре года работы насмотрелся и один из бортпроводников «Белавиа», с которым я побеседовала в аэропорту. По его словам, чересчур превысившие градус путешественники есть буквально на каждом рейсе. Одни пьют еще на земле, другие умудряются принять в самолете, во время так называемых слепых зон обслуживания. К примеру, пока персонал занят на кухне. Как усмирить хулиганствующих пассажиров?

— Надо просто не вступать в конфликт, постараться успокоить в беседе. В 90 процентах случаев это срабатывает.

— А как же остальные десять процентов?

— Физически воздействовать на пассажира мы не имеем права. Буяна в крайнем случае можем изолировать от остальных. Чтобы дотянуть до ближайшего аэропорта.

Рассказывает, что недавно его коллегам пришлось утихомиривать человека, который начал с оскорблений бортпроводников, а затем полез в драку. В итоге путешественник вместо солнечного пляжа оказался в турецкой тюрьме: по прилете он еще умудрился травмировать полицейского. Причина инцидента оказалась проста: пассажиру чем–то не понравилось обслуживание.
Как правило, отъявленных хулиганов по приземлении не только сдают в руки местных властей, но и заносят в информационно–поисковую систему авиационной безопасности. В дальнейшем авиакомпания может отказать человеку в услугах. Большинство дебоширов все же успокаивается, когда члены экипажа предупреждают о подобных последствиях. Быть может, нужно ограничивать не право пассажира на перемещение, а потребление им алкоголя? Ведь все начинается гораздо раньше, еще на земле.

Заместитель начальника управления Государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Анатолий Громов считает, что ограничение продаж алкоголя — не выход:

— В «Белавиа» учеты недисциплинированных и нарушающих порядок пассажиров не являются основанием для отказа в перевозке или ограничении каких–либо других прав. Эта информация нужна скорее бортпроводнику и инспекторам, которые более внимательно проведут установленный законодательством предполетный досмотр. А вот не продавать алкоголь в аэропорту мы не имеем права.

Я в Национальном аэропорту «Минск». Возле второго сектора толпятся те, кто летит в Россию. Впереди у них традиционные процедуры: регистрация, сдача багажа, предполетный досмотр. Начальник подразделения досмотра службы авиационной безопасности и режима Андрей Скубий рассказывает, что первым состояние пассажира визуально оценивает инспектор досмотра, проверяет документы. Бывало, к нему подходили настолько пьяные граждане, что стоять могли, только держась за столик. Одного такого друзья привели под руки. Но как внесли, так и вынесли: в таком состоянии на рейс не допустят. Решение об этом принимает сотрудник авиакомпании.

На российские рейсы распространяется система свободной регистрации: подходишь к стойке, сдаешь багаж и сиди себе до вылета в зале ожидания, а на досмотр иди хоть в последний момент. Так что возможностей пропустить рюмку–другую — достаточно. После досмотра ручной клади в накопитель прохожу и я. Здесь — все для удобства ожидающих: приятные диванчики, мягкое освещение, легкая музыка, магазинчики. Бар. В ассортименте водка, вино, коньяк, пиво и прочее. И хотя времени, чтобы напиться или поскандалить, у вылетающих особо нет, никто не мешает им взять из бара что–нибудь в самолет. Перед посадкой — еще один контроль, а вместе с ним — и все шансы оказаться за «бортом».

В международном накопителе тоже бары, магазины беспошлинной торговли с широким ассортиментом товаров. И что помешает в самолете аккуратно продырявить купленный в Duty free пакет с алкоголем? Разве что совесть.

Основной объем работ по предотвращению в полете хулиганства и прочего «экстрима» проводится еще на земле. Наиболее эффективное средство — предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа. В гражданской авиации эта процедура появилась в середине 1970–х, когда задачей номер 1 было выявление огнестрельного и холодного оружия, а также ручных гранат. Для того чтобы повысить безопасность багажа, еще в 1993 году ICAO (Международная организация гражданской авиации) рекомендовала внедрение трехуровневой системы. За последние годы аэропорты нашей страны были оснащены современным досмотровым оборудованием, которое позволяет найти запрещенные предметы и вещества.

Их обычно маскируют под вещи хозяйственного и домашнего обихода, вкладывают в продукты питания, головные уборы, обувь, футляры, книги, трости, зонты, музыкальные инструменты... даже в детские игрушки. Поэтому конструкции и особенности стандартных типов чемоданов, дипломатов, портфелей, сумок, детских колясок и прочего в службе безопасности изучают досконально. Со списком запрещенных к перевозке предметов может ознакомиться каждый желающий, достаточно зайти на сайт Национального аэропорта.

Однако вернемся в самолет, где, предположим, скандалит очередной выпивший товарищ. И к чему это приведет — неизвестно. Как обезопасить пассажиров и членов экипажа, которые в подобных случаях не имеют никаких полномочий? Попробуй хотя бы пальцем тронь дебошира — сам можешь попасть под административную, а то и уголовную ответственность. Но чем, по сути, нарушения общественного порядка на борту воздушного судна отличаются от тех, которые происходят на земле? К тому же люди находятся в закрытом пространстве на высоте десятка тысяч метров.

Как рассказал Анатолий Громов, существует обязательная практика разборов любых происшествий, а не только полетов. И мероприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, независимо от того, где они происходят — в воздухе или на земле, более чем достаточно: «В этом вопросе у нас тесный контакт и с россиянами, и со всем авиационным сообществом. Ведь дебошир, особенно на борту воздушного судна, представляет угрозу не только для граждан одной страны».

Все рейсы «Белавиа» — международные, и авиационные власти других государств заинтересованы в том, чтобы наш самолет не представлял собой угрозы. Равно как и мы должны быть уверены в безопасности воздушного судна из зарубежья. Анатолий Васильевич продолжает:

— Да, и бортпроводникам «Белавиа» периодически приходится сталкиваться с недисциплинированными гражданами. Например, пару лет назад из Минска в Тбилиси летел человек, который возвращался на родину после очередной отсидки в российской колонии. Из России авиарейсы в Грузию в то время не выполнялись. На замечание бортпроводницы о недопустимости курения в полете он так разошелся, что возникла реальная угроза безопасности полета. Командир вернулся в аэропорт вылета, где милиция задержала транзитного гостя на 15 суток. Ранее опасный инцидент произошел на земле: иностранец, орудуя отверткой, пытался прорваться к воздушному судну. Тоже скрутили...

Беседуем с Анатолием Громовым:

— Как считаете, нужно ли ужесточить санкции в отношении нарушителей и принять законодательные меры, которые защитят экипаж в случае нападок? Ведь стюардессы — хрупкие девушки, да и парни далеко не богатыри. Может, вместе с курсами по макияжу стоит проводить и занятия по самообороне?

— В целом для успешной работы в этом направлении мы располагаем достаточным арсеналом средств. Существует и законодательная норма о привлечении к административной ответственности лиц, не выполняющих распоряжений командира воздушного судна. А согласно рекомендуемой практике ICAO мы обучаем своих сотрудников методам выявления недисциплинированных пассажиров. Также члены экипажей знают, как распознать и смягчить обостряющуюся обстановку. Могут урегулировать кризисную ситуацию. Поэтому в основе упреждения происшествий, связанных с хулиганством, — профилактика, а не физическая подготовка наших стюардесс.

Советская Белоруссия №108 (24245). Пятница, 14 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter