Как найти себя

На носу новый учебный год. Первокурсников ожидают стартовые шаги в будущей профессии. Старшеклассников — ее окончательный выбор. Время особое для тех и других. Как все–таки сделать переход из школы в среднее специальное и высшее образование максимально осознанным, желаемым и одновременно востребованным в жизни?

ФОТО АЛЕКСЕЯ СТОЛЯРОВА

Просматриваю цифры и факты вступительной кампании в вузы Гомельщины, подготовленные Комитетом госконтроля области. Среди абитуриентов региона в лидерах опять юристы. 10 человек на место по специальности «правоведение» в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины — устоявшаяся заявка на лидерство предпочтений последнего десятилетия. За ними плотно идут IT– технологии, год от года набирающие силу в юношеском сознании. Кто заметно отстал? «Физика» —1,04 человека на место, «Электроснабжение» — 1,4. В Мозырском государственном педагогическом университете имени Шамякина и вовсе образовалось четыре вакантных бюджетных места на специальность «Физика и информатика»...

Все это пища для размышления. И для работы с теперешними школьниками на тему: кем стать. Понятно, что и среди первокурсников–лидеров вузовского рейтинга, и среди поступивших на менее популярные специальности будут ребята, которые об избранной профессии мечтали, будут и те, кто следовал принципам рациональности, и те, кто «сориентировался» по баллам. Этого не исключить. Но максимально раскрыть личные возможности и существующие горизонты для приложения сил — вот над чем стоит трудиться в школе, помогая совместить способности, мечту и востребованность.

Мы чаще говорим о привязке вузов, лицеев, колледжей к производству и практике. Иначе не выковать готовых к работе специалистов. И совсем редко о том, что похожая привязка нужна и школам для того, чтобы ребенок на пороге старших классов понимал, в каком деле ему хотелось бы реализоваться. Что зачастую движет внутренним выбором подростка? Таланты и склонности. А еще — впечатления. В юности зачастую именно они становятся мотивом и движущей силой. Природа впечатлений — это встречи с людьми, которые состоялись в своей профессии, знакомство с разными сферами деятельности не через рассказ, а напрямую, когда увидел реальный пример, пощупал руками, прочувствовал атмосферу. Вот что цепляет за живое, оставляя след.

Эта модель постепенно приживается в школах. В Гомельской области, например, год назад пошли на эксперимент, который ныне стал нормой: старшеклассники сельских школ в шестой учебный день постигают рабочие специальности. На выходе у ребят есть стартовый профессиональный опыт, основа для дальнейшего образования, и навыки, которые сразу можно применить на практике. Расширению профессионального кругозора в том числе должны послужить и школы активного гражданина, которые появятся в средних учебных заведениях в этом году. Там будут проходить встречи с интересными людьми, представителями разных профессий и сфер общественной жизни. Ресурсные центры, которые также планируют открывать при школах, помогут узнать больше о рабочих специальностях, о «золотой середине» любого производства — кадрах среднего звена. Все это не менее важно, чем учебный процесс в чистом виде. Ведь в том и заключается главный результат усвоенных знаний — найти себя и свое место в жизни.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter