Как найти работу инвалиду?

Из полумиллиона инвалидов в Беларуси работает лишь 18 процентов. Одних не пускает в карьерное плавание диагноз, другим болезнь не позволяет самостоятельно добраться до работы, третьих сдерживает собственный страх, а четвертых просто-напросто не подпускает работодатель. Корреспондент «НГ» решила выяснить, как все-таки человеку с ограниченными возможностями найти занятие по душе и наконец-то вырваться из замкнутого круга жизненных обстоятельств.

Работу на блюдечке не приносят
О своей болезни маленькая Надя Радиончик узнала в девять лет. Диагноз врачей стал суровым приговором: «большой» ей уже не стать никогда. Обидные слова «лилипут» и «карлик» приклеились на всю жизнь. Сегодня в свои двадцать три девушка выглядит как десятилетний ребенок  --ее рост 116 сантиметров. Приспосабливаться к «высокому» миру ей было непросто. Даже самые обычные действия, которые совершаются нами легко, маленькие люди проделывают с огромным трудом. Простая поездка в транспорте превращается для них в настоящие мучения. Подножка автобуса -- по пояс. Таксофоны, компостеры, окошки в киосках -- недосягаемые цели. Но Надя старается никогда не терять оптимизма. Сильно расстроилась лишь однажды, когда окончательно поняла: работу ей не найти…
Надежда закончила колледж в Могилеве, получила специальность инкрустатора изделий по соломке, но устроиться на службу так и не смогла. Вторая группа инвалидности сыграла свою злую шутку: ей пришлось возвращаться на государственное попечение. Судьбу Нади Радиончик повторяет множество людей. В Беларуси, по данным Министерства труда и социальной защиты, численность инвалидов составляет более 512 тысяч, среди них -- 27 тысяч детей-инвалидов. С 2002 по 2007 год число людей с ограниченными возможностями увеличилось почти на 33 тысячи человек. Из полмиллиона (!) инвалидов работает лишь 18 процентов. Но при этом из тех, кто имеет третью группу инвалидности, трудится около 50 процентов. Ежегодно в службы занятости  обращаются 4--5 тысяч таких безработных.
-- В большинстве случаев в безработице «повинны» сами инвалиды, -- огорошивает психолог Татьяна Макаревич. --  И их можно понять. Гораздо легче сидеть в четырех стенах и жаловаться на несчастливую судьбу, чем «осаждать» службы занятости и стучаться во все двери. Выбраться из «скорлупы» закомплексованному зажатому человеку -- все равно что подвиг совершить. Мне известен случай, когда инвалид с детства просидел в однокомнатной квартире 40 лет! По счастливой случайности он, как говорится, на старости лет устроился на работу, а вскоре и любовь обрел…
Но жизнь доказывает: вакантное место и любимую вторую половинку фортуна редко приносит на блюдечке с голубой каемочкой. Порой грамотнейшие, красивейшие, абсолютно здоровые люди остаются без любимой профессии и красавицы-жены (мужа). Поэтому неважно -- больной ты или здоровый. У каждого из нас есть шанс на счастье. Главное -- этот шанс разглядеть и использовать. Только вот как?
Куда стучаться?
-- Чтобы найти работу, я испробовала ВСЕ!  -- говорит Марина Светлякова (по просьбе героини ее имя и фамилия изменены). -- Звонила по объявлениям, шарила по Интернету, обращалась в кадровые агентства, службы занятости, общественные организации и общества инвалидов… Тогда нервные срывы стали моим вторым «я». Мне постоянно хотелось кричать на весь мир и обливаться слезами. Я глотала валерьянку, до боли кусала губы и снова с дрожью в руках тянулась к телефону. Навязчивая мысль найти работу никогда не покидала меня. Приходила даже во сне. В сладких грезах я ездила на службу на шикарном авто и писала отчеты в собственном кабинете.
Теперь сны стали явью. С Мариной мы встретились в престижном офисе. В ярко-алом облегающем костюмчике она деловито сидела за компьютером. Назвать ее инвалидом не поворачивался язык. За каких-то полгода жизнь Марины Аркадьевны круто изменилась. Она получила водительские права, нашла работу и вышла замуж…за своего начальника. Но можно с вероятностью на сто процентов заявить: не будь у Марины такого дикого желания реализовать свои амбиции, ничего бы не вышло.
И все равно инвалиду сложно конкурировать со здоровыми людьми на рынке труда. Без посторонней помощи обходятся единицы. Несколько лет назад в Беларуси стала проводиться трудовая реабилитация людей с ограниченными физическими и умственными возможностями. В чем ее суть? Государство берет на себя финансирование профобучения безработных инвалидов и создает для нанимателей привлекательные условия при приеме инвалидов на работу. Служба занятости ежемесячно компенсирует нанимателю сумму налогов и начислений на заработную плату плюс возмещает расходы по зарплате  такого работника в размере одной минимальной заработной платы. Важно, что период реабилитации засчитывается в трудовой стаж. Также государственные органы с участием общественных объединений устанавливают нанимателям нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее пяти процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек).
Какой можно сделать вывод? Не стоит обходить стороной службы занятости. Скорее всего, именно они помогут найти вам работу. Хотя бросить спасательный круг могут и в общественных объединениях. Так, проект «Трудная работа», затеянный белорусским молодежным объединением «Разные--Равные», помог людям с ограниченными возможностями поверить в вероятность не только трудоустройства, но и создания собственного дела.
-- В разных городах Беларуси мы провели четыре семинара «Азбука трудоустройства», -- говорит председатель БМОО «Разные--Равные» Галина Крот. -- Изучили правовые основы, индивидуальные программы реабилитации и особенности бронирования рабочих мест для инвалидов, их права, гарантии и социальные льготы. В ходе проекта несколько человек получили заветную работу.
Каждый день -- задача-головоломка
Проблема поиска работы для инвалидов актуальна не только для нашей страны. В других государствах это тоже больной вопрос. Правда, за границей людям с ограниченными возможностями проще «включаться» в общество -- для них создана безбарьерная среда.
-- Я очень удивился, когда в Беларуси мне пришлось потратить достаточно много времени на поиски лифта в аэропорту. Когда я его все-таки отыскал, он оказался узким для моей инвалидной коляски. Пришлось ее разбирать, -- делиться впечатлениями член немецкого парламента и представитель фракции левых по вопросам инвалидов и туризма, сопредседатель немецко-белорусской группы депутатов Илья Сейферт. -- Извините, но у вас не везде можно встретить специальный туалет для людей с ограниченными возможностями. Кстати, в Германии слово «инвалид» стараются не употреблять. Мы хотим быть такими, как все. Умными… Глупыми… Но без этого «клейма». На мой взгляд, необходимо расширять контакты госорганов и общественных объединений двух стран. Надо обмениваться опытом, предлагать новые идеи. Каждый человек должен иметь возможность отдыхать, работать, путешествовать. Почему в обществе сложился стереотип: если ты инвалид, сиди дома и живи за счет государства. Мы тоже хотим ездить в другие страны, устраивать пикники на природе, работать, в конце концов. А для этого должны быть созданы условия.
С Ильей Сейфертом сложно не согласиться. В Беларуси пока сфера обслуживания инвалидов развита крайне слабо. Например, как инвалиду-колясочнику попасть на службу, если ему надо спуститься с пятого этажа,  а в его доме нет лифта? А ведь таким людям приходится постоянно решать подобные задачки-головоломки. Некоторым, чтобы сойти-подняться по лестнице, дотянуться до верхнего прилавка в магазине, проехать в общественном транспорте, надо прилагать та-а-акие усилия! А потом мы удивляемся, почему наши инвалиды изолируются от общества.
Искусство жить
Руководители фирм избегают брать инвалида на работу, несмотря на его опыт, квалификацию. Специалист по кадровым вопросам одного из учреждений свое нежелание взять на работу инвалида объяснила тем, что люди с ограниченными возможностями страдают стойким самомнением, что все вокруг им обязаны, они требуют к себе особого отношения и сокращенного рабочего дня, их неудобно просить выполнить дополнительную работу, задержаться на работе или съездить в командировку.
У Андрея Кириенкова другое мнение на этот счет. По его словам, инвалиды очень  трудолюбивые, ответственные и самоотверженные работники, готовы трудиться днем и ночью, невзирая на усталость. Двадцать лет назад с Андреем Петровичем случился несчастный случай. Доктора его не утешали: всю последующую жизнь он проведет в коляске. Кириенков долго не верил. Еще недавно ему казалось, что жизнь только начиналась. У него родился сын, он получил квартиру. И тут -- пустота. В себе. Вокруг.
-- Я не сдавался. Убеждал себя, что обязательно вернусь к полноценной жизни, стану ходить. Первое у меня получилось, второе, к сожалению, нет. Но мне повезло: благодаря Белорусскому обществу инвалидов я начал заниматься спортом, стал участвовать в различных соревнованиях. Помню, будни снова наполнились смыслом, я почувствовал свою нужность. Удивительно, но если бы я был здоровым, то никогда бы не встретился с принцессой Дианой… Это случилось на играх по стрельбе из лука в Лондоне. Известные люди прилетели туда и устроили фуршет. Они со всеми здоровались, фотографировались. Принцесса Диана в тот день была в нежно-голубом платье и соломенной шляпке.
Потом перед Андреем Кириенковым стал выбор: спорт или работа? И он принялся искать себе занятие. Сегодня Андрей Петрович работает электромонтажником на предприятии «Труженик» при Белорусском обществе инвалидов, является заместителем председателя Минской городской ассоциации инвалидов-колясочников.
-- А раньше я не мог и предположить, что инвалид-колясочник может трудиться наравне со здоровыми людьми, -- признается Андрей Кириенков. -- Сейчас не представляю себя без работы и общения. Конечно, в моей жизни иногда наступает такое утро, когда хочется просто замолчать, никого не видеть и уйти в себя… Но потом понимаешь: такое депрессивное состояние не выход из положения. Жизнь продолжается! И в любой ситуации, даже самой тяжелой, есть выход. Искусство -- его найти.
К сожалению, универсального ответа на вопрос, как же отыскать работу инвалиду, никто не придумал. Но если вы попали в тяжелое положение, не помешает пройтись по цепочке: службы занятости -- общественные объединения -- газетные объявления -- Интернет. Авось повезет?! И не обращайте внимания на колючие замечания типа «а вам что, пенсии недостаточно?» и неинтересные, как вам кажется, предложения -- «можете повязать крючком». Поверьте, в наши дни всем нелегко доказать свою состоятельность. Особенно если «недостатком» становится… инвалидность.

  Цифры и факты

На предприятиях Беларуси в нынешнем году пройдут трудовую реабилитацию 395 инвалидов (120 -- в Минске, по 50 -- в Брестской, Гомельской, Могилевской и Минской областях, 45 -- в Гродненской и 30 -- в Витебской области). Из средств Фонда социальной защиты населения на эти цели выделяется более 1 миллиарда 277 миллионов белорусских рублей. В прошлом году была организована трудовая реабилитация 366 безработных инвалидов, в основном это молодые люди в возрасте до 31 года. Среди регионов страны лидировали город Минск и Могилевская область (соответственно 87 и 61 человек). Для сравнения: в 2006 году трудовую реабилитацию проходили 269 безработных инвалидов, в 2005-м -- 142.


На заметку

Если хотите ознакомиться с деятельностью государственных и общественных организаций, работающих с инвалидами в Беларуси; получить информацию об образовании, профессиональной ориентации, трудоустройстве, лечении, реабилитации, организации досуга людей с ограниченными физическими и умственными возможностями; получить консультацию психолога и юриста; завести полезные знакомства и найти новых друзей, можно посетить Интернет-ресурс http://www.different-equal.org

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter