Кто наведет порядок на рынке такси?

Как насчет такси?

Горячим спорам и дискуссиям по поводу того, как должен выглядеть рынок такси, не один год. Многие игроки давно возмущены низким тарифом на перевозки, откровенным демпингом, растущими аппетитами со стороны отдельных диспетчерских служб (ДС). Кроме того, настораживает добросовестных таксистов и увеличивающееся количество нелегалов — тех, кого в простонародье называют «бомбилами». На этой неделе, кстати, в целях защиты интересов и развития бизнеса легальных перевозчиков Министерство по налогам и сборам призвало граждан сообщать о случаях, когда таксисты работают «от борта», по телефону контакт-центра налоговых органов 189 или (017) 229-79-79. Председатель профсоюзов водителей такси «Центр» Александр Стаховский полагает: эта мера обратит внимание на возросшую в последнее время проблему нелегальных перевозчиков, всколыхнет рынок и напомнит о необходимости пересмотреть правила игры:



— Ситуацию давно поря менять! Сегодня нужен конструктивный диалог как с диспетчерскими, так и с городскими службами. Мы призываем к честным отношениям. Затраты, которые несут легальные перевозчики, за последние годы выросли на 150—200 процентов, а тариф на поездку по городу, например, остается неизменным — 55 копеек, хотя рентабельным был бы 75 копеек.

Сами таксисты просчитали так называемый честный тариф, который позволит работать водителям в плюс даже при цене поездки 55 копеек за километр: увеличить минимальную цену поездки (посадка + 3 км) до 5 рублей, а также снизить стоимость абонентских услуг ДС.

Диспетчеры эту инициативу, ясное дело, не поддерживают. Пока же, не скрывает Александр Стаховский, доходы легальных извозчиков за последние годы резко сократились. Да, «бомбилы» зарабатывают хорошо и на жизнь не жалуются. Но кому нужен «серый» нецивилизованный рынок? По некоторым оценкам,  примерно из 20 тысяч таксистов, работающих в Минске, нелегальным или полулегальным извозом занимаются около 15 тысяч.

Есть другой момент: сегодня на рынке такси не действуют никакие лимиты и ограничения. В профсоюзе считают, что необходимо квотировать количество участников пассажироперевозок и вводить для каждого водителя обязательную лицензионную карту или разрешение на услугу. Такая мера позволила бы ДС бороться за профессиональных таксистов и отсеяла бы из отрасли посторонних людей. Александр Стаховский приводит такой пример: «Перед тем как работать с пассажирами, нужно пройти соответствующие курсы. Я спросил недавно таксиста-новичка, приехавшего работать в Минск из Гродненской области, что он сделает, если клиент откажется платить. Так вот парень ответил, что «даст по морде». Чтобы таких мыслей не возникало, и требуются курсы». Какие еще конкретные шаги помогли бы вывести рынок на принципиально новый уровень? Высокие штрафы за нелегальный извоз, которые бы превышали все заработки.

Не исключено, что в ближайшие месяцы в Минске появится профсоюзная диспетчерская служба такси, где будут действовать честный тариф и прозрачная и легальная система оплаты. Ее создатели понимают, что пассажиры не готовы платить 75 копеек за километр, хотя эта цифра подняла бы рентабельность перевозок. Поэтому ожидают, что минимальная цена поездки увеличится до 5 рублей при очень плавном росте тарифа, чтобы сразу не бить по карману клиента.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter