Как нам реформировать здравоохранение?

Какой должна быть медицина будущего?
Медицина в нашей стране далеко не самая худшая, о чем свидетельствуют и высокие места в международных рейтингах. По таким важнейшим показателям, как средняя продолжительность жизни, доля расходов на здравоохранение и затраты на душу населения, мы заняли в этом году 42-е место в мире, опередив даже США и Россию. Но возможно ли дальнейшее развитие системы здравоохранения без реформ? Какой должна быть медицина будущего?




Услуги в цене


Александр Шпаковский, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”


Несмотря на то что наша медицина предоставляет услуги весьма высокого уровня, включая сложнейшие операции по трансплантологии, в отрасли остается ряд серьезных проблем, без оперативного разрешения которых невозможно представить себе не только будущее развитие, но и поддержание нынешнего уровня медицинского обслуживания.

Оказание бесплатных медицинских услуг населению помимо своих безусловных плюсов имеет немало минусов. Серьезная нагрузка на государственный бюджет, возникающая при субсидировании бесплатной врачебной помощи, часто оборачивается иждивенческими настроениями и банальной невнимательностью к собственному здоровью. В итоге это ведет к росту заболеваний, чрезмерной загруженности учреждений здравоохранения, снижению качества оказываемых услуг и дополнительным расходам со стороны государства.

Совершенно очевидна взаимосвязь между вредными привычками и бесплатным медицинским обслуживанием. Например, сегодня в стране на наркологическом диспансерном учете состоят около 180 тысяч человек, страдающих алкогольной зависимостью. С 1995 года только в Минске уровень потребления алкоголя вырос в два раза.

Еще одна проблема нашей системы здравоохранения — низкие зарплаты медицинских работников в сравнении с иными отраслями народного хозяйства. К примеру, ставка молодого врача-специалиста в среднем составляет около 2,7 миллиона рублей в месяц, а начинающая медицинская сестра терапевтического профиля и вовсе увидит в расчетном листе магическую цифру 1,6 миллиона рублей (и это при средней заработной плате по стране около семи миллионов!). Даже с учетом того, что большинство врачей и среднего медперсонала работают на полторы, а то и две ставки, зарплата все равно выходит ниже, чем в среднем по стране.

Подобная несправедливость и маргинальность статуса медработников никак не вяжется с тем фактом, что за последние пять лет в стране провели 140 операций по пересадке сердца, а перенимать наш опыт приезжают из многих государств. Вместе с тем только за прошлый год из сферы здравоохранения ушли около 800 профессионалов. Подобное положение в еще большей степени неприемлемо в условиях евразийской интеграции, когда будет сформирован общий рынок труда. Ведь уже сейчас ряд приграничных областей России выстраивают собственную систему здравоохранения за счет привлечения наших специалистов.

На этом фоне представляется, что сохранять всеобщую бесплатную медицину губительно не только для экономики страны, но и для самой отрасли. Очевидно, что часть расходов по поддержанию здоровья должны нести люди. А на тех, кто виновен в своих заболеваниях, и вовсе логично возложить всю полноту расходов.

При этом, реформируя систему здравоохранения, важно не скатиться в безудержный несправедливый либерализм, когда без медицинской помощи останутся малообеспеченные категории граждан (инвалиды, матери-одиночки и так далее). Необходимо принять за основу дифференцированный подход, что позволит сохранить социальную составляющую нашей государственной модели. При этом сумма налоговых вычетов на медицину должна прямо зависеть от уровня доходов гражданина. Таким образом, социально активная и обеспеченная часть общества примет на себя долю ответственности за малоимущих сограждан. Иностранные граждане и незанятые трудоспособные лица будут вынуждены оплачивать стоимость медицинских услуг в полном объеме. Если рассматривать иностранный опыт, то подобный подход наиболее близок к сингапурской системе здравоохранения, которая считается одной из лучших в Азии.

Частная клиника — не обязательно лучшая


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ.


Вопрос куда идти — в платную или бесплатную клинику — решает клиент. Это означает, что медицина должна быть всякой и у человека должен быть выбор. Главное, чтобы этот выбор не обременял кошельки, не забирал время.

Другое дело, что частная клиника — не обязательно лучшая. Ведь структурно советская система здравоохранения, которая во многом сохранилась и развивается в нашей стране, была одной из лучших в мире.

Как платная, так и бесплатная форма предоставления медуслуги имеет свои недостатки и преимущества. Но в любом случае государственная и частная медицина должны быть единой системой — национальной службой здравоохранения. Первая обеспечивает массовость и хорошее качество обслуживания, вторая предоставляет более уникальные услуги в индивидуальном порядке. Государственная медицина служит основой здравоохранения, частные центры выполняют вспомогательную роль. Тем более что и в тех, и в других структурах работают, как правило, одни и те же специалисты. При этом если человек заболел, то никаких трат и финансовых проблем ни с организациями, ни с врачами у него быть не должно. Все финансовые вопросы должны решаться за его спиной под государственные гарантии. Для обеспечения свободы выбора — лечиться в государственной клинике или идти в коммерческую — нужен отлаженный механизм оплаты услуг путем создания системы специальных медицинских банковских счетов.

Наша страна завершила этап формирования инфраструктуры здравоохранения в соответствии с мировыми стандартами. Теперь настало время для оптимальной настройки системы здравоохранения на возрастающие запросы как к качеству предоставления медицинских услуг, так и к их разновидностям с учетом возрастов и запросов. Как и всякая деятельность, медицина имеет свою экономику и вынуждена ориентироваться на изменения в обществе. Если раньше люди не имели индивидуального жилья и чаще страдали от инфекций, что требовало строительства стационаров, то сейчас больше сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных гиподинамией и стрессами от убыстряющихся темпов жизни. Значит, требуются другие подходы к медицинскому обслуживанию, и специалисты в нашей стране все это давно учитывают и делают. Проблема в том, что внедрять новое в такой чувствительной сфере, как медицина, нужно осторожно и постепенно, учитывая инерцию традиционного отношения большей части населения к ней. Народ обоснованно привык к государственной заботе и заслуживает этого. Только в нашей истории болезни первая графа — “жалобы”. В американских историях болезни “жалоб” нет.

Без государственных контроля и гарантий платное лечение может стать гипертрофированным. Ведь подспудно идеология медицинской коммерции заключается в том, что больной должен быть принципиально неизлечим. Неумирающий, но постоянно больной и исправно платящий — это идеал платной медицины. Поэтому она хороша, когда одновременно действует хорошая государственная. Сегмент платной медицины по мере роста общей культуры и здорового быта, развития систем диагностики и информатизации будет неуклонно сокращаться.

По данным Всемирной организации здравоохранения, наше здоровье на 50 процентов зависит от нашего образа жизни и только на 10 процентов от медицины. Проблемы алкоголизма, курения, переедания известны. И одной агитации за здоровый образ жизни сегодня недостаточно. Нужны экономические стимулы. Человеку должно быть не только приятно, но и экономически выгодно быть здоровым на всем протяжении жизни. Но эти выгоды должны быть не абстрактными, а зримыми. Если в течение года не болел, то часть средств, выделяемых государством на здравоохранение, можно было бы зачислять на личный счет работника, пенсионера и студента. Можно компенсировать это деньгами, оздоровительными путевками или абонементами в тренажерные залы. Либо просто зачислять средства на личную или семейную медицинскую платежную карту для оплаты услуг частных клиник.

Механизмы перераспределения средств в международной практике известны. Если человек не злоупотребляет спиртным и не курит, то целесообразно поощрить его. Он автоматически должен получать скидки на все страховки и кредиты, и, прежде всего, на оплату образования. Можно открыть специальный счет на детей, куда будут зачисляться “непрокуренные” деньги. Тогда уже ребенок будет ориентировать родителей на отказ от вредных привычек.

Здоровье — это показатель общей культуры нации, и только государство или частник эти проблемы решить не сможет. В большей степени это зависит от нас самих. Несомненно, наступит время, когда единственной проблемой медицины останется лишь невозможность продлить жизнь вечно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter