Гибкая политика на рынке сельской недвижимости дает верный шанс возрождению деревень

«Как мы обживаем Заболотье? Смотрите в TikToke...»

Большинство законсервированных зданий, в которых когда‑то учились, лечились, кормили и развлекали народ, а со временем потерявших свое прямое назначение, сосредоточено в сельской местности. Как правило, их возникновение в глубинке связано с закрытием учреждений образования и других объектов социальной инфраструктуры из‑за невостребованности, сокращения сельского населения. Как и в городах, где, впрочем, «заброшек» тоже хватает, балансодержатели мертвого груза пытаются найти им новых хозяев. 

Бывший детский сад в деревне Избище.

И небезуспешно. Интерес есть, тем более на уровне государства принят ряд законодательных актов, стимулирующих предприимчивых людей на выгодных условиях приобрести неиспользуемую недвижимость. Взор на деревню, особенно после пандемии, пристальнее стали обращать и горожане, которые не успели обзавестись дачей. Мечта о своем домике в деревне с принятием Указа № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами» стала намного ближе. Попытаемся проанализировать, что, где и почем уходит с молотка и в какие руки.

На декабрьские аукционы в Минской области выставлено 33 объекта. С характеристиками и полным описанием каждого любой заинтересованный может ознакомиться на сайте комитета государственного имущества Минского облисполкома. В перечне — школы, детский садик, аптека, баня и прочая недвижимость. Стартовая цена, как и география лотов, разная. Например, для грезящих о живописной усадьбе в 25 километрах от столицы в деревне Новый Двор продается бывший кирпичный Дом культуры площадью около 250 «квадратов». Возраст у него почтенный — более 70 лет, но и цена для пристоличья не космическая — чуть более 12 тысяч рублей. Здание на вид достаточно крепкое. Чем не вариант для любителей сельской идиллии? При этом и до Минска рукой подать.

Детский сад в Ивенце.

А вот бывший двухэтажный детский сад в деревне Избище на живописной Логойщине и тоже, к слову, недалеко от столицы мог бы стать подходящей площадкой для реализации бизнес‑проекта, как и похожий объект в горпоселке Ивенец. Стартовая цена для этих лотов — 37 рублей (одна базовая). Напомним, что три года назад в Ивенце открыли ультрасовременный дошкольный центр — горпоселок растет и развивается, у него хорошие перспективы. Да и в целом, если говорить о Воложинщине, то район пользуется большой популярностью у тех, кто хочет заняться агроэкотуризмом. Здесь уже работают более полусотни усадеб, и стартом для успешной инициативы может послужить как раз таки покупка подходящего здания, реконструкция которого обойдется намного дешевле, нежели стройка с нуля.

В этом году план вовлечения в хозоборот неиспользуемого имущества для центрального региона составляет 103 объекта, 80 процентов из которых — здания социальной сферы. В прошлом под разные цели, по информации комитета госимущества облисполкома, ушло 39 объектов.

— Продажа неиспользуемого госимущества новому собственнику — самый распространенный способ спасти эти здания от разрушения, — уточняет первый заместитель председателя комитета Галина Ткаченко. — И этой работе в стране уделяется серьезное внимание. Приоритет, конечно, отдается созданию производств на пустующих площадях. Каждый год формируются перечни неиспользуемого имущества во всех районах, чтобы найти эффективного собственника.

Позитивных примеров того, что инвестиции принесли пользу не только новым хозяевам, но и территориям, где они развивают свой бизнес, много. Один из самых ярких проектов — открытая летом прошлого года художественная галерея «Мара» в Несвиже в историческом здании конца XIX века. Инвестор сохранил уникальную архитектуру, и объект определенно добавил очков туристической привлекательности и без того раскрученному городу‑бренду.

В историческом здании в Несвиже инвестор открыл художественную галерею.

Деловую инициативу поддерживают и в отдаленных от столицы райцентрах. Одним из самых необычных лотов был военный городок в Крупках. Более 60 гектаров земли с различными постройками в 2021‑м готовы были отдать в хорошие хозяйские руки за 667 рублей, но в ходе торгов цена поднялась более чем в 200 раз. И лот достался фермеру, который занимается выращиванием саженцев голубики. Как рассказали в отделе экономики Крупского райисполкома, инвестор, КФХ «Заборочье», свои обязательства выполняет, на приобретенных площадях возделываются плантации саженцев востребованной ягоды. В этом году удалось продать городскую баню в Крупках: покупатель планирует реконструировать ее под детский развлекательный центр с кафе.

А вот целый молочно‑товарный комплекс площадью больше 6000 «квадратов» в агрогородке Степановичи Городокского района в прошлом году достался москвичу за 37 рублей. Инвестор планирует заниматься животноводством. Лот был самым большим в Витебской области, который ушел с молотка за одну базовую.

Приходят в деревню не только инвесторы с идеями и капиталом. Возможность купить часто за символическую сумму компактные дома некогда сельской инфраструктуры, библиотеку, школу или ФАП появилась с 2012 года и у простых людей, которые ищут наиболее выгодный вариант для решения жилищного вопроса. Как правило, реконструкция таких зданий не предполагает сложных технических решений и по затратам будет экономичной. В исполкоме для этого надо оформить перевод объекта в жилое назначение. В том же Крупском районе в деревне Дубровка для этих целей купили сельский клуб и библиотеку. Нашелся покупатель и под двухэтажную школу‑сад в агрогородке Гапоновичи, которую планирует реконструировать под две квартиры. Любопытно, что интерес к такому варианту жилья проявляют больше столичные жители, которые выросли в этих краях, а к пенсии их снова потянуло на малую родину.

Сегодня есть еще более простой вариант приобретения загородной недвижимости. В деревнях ведь хватает и пустующих жилых домов, информация по которым с начала 2023‑го интегрирована в единую площадку.
На конец ноября, по сведениям Государственного комитета по имуществу, в реестре пустующих домов больше 12,5 тысячи объектов, из которых более 350 выставлены на продажу. Свыше 680 домов во всех регионах продано, 448 из них — за одну базовую. Указ № 116 на практике подтвердил предложенный Президентом еще один действенный механизм развития сельских территорий. Главное условие — поддерживать порядок на купленном участке.
Для многодетной семьи Советниковых из Могилева такой вариант стал исполнением давней мечты об уютном уголке для отдыха и огородничества. В конце лета вместе с деревенским домом за 37 рублей они еще получили и участок в 50 соток. Теперь у них есть семейная фазенда в деревне Заболотье Белыничского района, что в 45 километрах от города. Ремонтом супруги Василий и Алена занимаются самостоятельно, так как оба строители.

— Первое, за что сразу взялись, — наведение порядка на участке, — рассказывает Василий, — дома в зарослях было почти не видно. А сам он вполне себе добротный — заселяйся и живи. Есть в 150 метрах колонка и колодец. Но мы планируем для себя создать уют, переложить полы, оштукатурить стены, снаружи обшить, а вместо печи установить электроотопление. Оформили на себя 50 соток, чтобы выращивать плодоовощную продукцию. Нам это интересно. Мы с женой хоть и городские, но в детстве проводили много времени у бабушек, поэтому на земле работать умеем.

 
   Алена Советникова.
К слову, Алена Советникова активно ведет свой TikТок‑канал, на котором рассказывает и о новых сельских заботах. И видосы эти набирают десятки тысяч просмотров.

Заболотье находится на территории Головчинского сельсовета. Председатель местного исполкома Александр Левкович отмечает, что интерес к пустующим домам активизировался. И особенно воодушевляет, что среди покупателей много молодых семей. Из 31 дома 8 уже продали. Согласитесь, хороший признак для деревни.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter