Интервью с Юрием Шифом

Как мотоциклы научат Родину любить

Интервью с Юрием Шифом

Мотоциклы, конечно, дело не женское. Так я всегда думала. Но на встречу в «Чайной студии» с Юрием Шифом, создающим невероятной красоты и силы мотоциклы, пришли в основном девушки. Вероятно, не из–за Шифа, а из–за пришедшего с ним художника и дизайнера Владимира Цеслера. У них с Цеслером и дружба давняя, и сотрудничество плодотворное: то краску оттенка ультрамарин подбирают для мотоцикла–посвящения группе «Машина времени», то Цеслер создает майку, в которой Шиф выходит в Америке получать чемпионский кубок за мотоцикл The Machine (что за слово из трех букв в обрамлении роз написано на той майке, промолчу).


В общем, мотоциклы, даже дизайнерские, не женское дело. Так я продолжала думать и после той первой встречи, но потом увидела увенчанную короной зеленовато–золотистую Little Queenie (переведу это название «Королевишна») — и поняла: если мотоциклы — красивые, индивидуальные и единственные в своем роде, то это вне пола, времени и пространства. Хотя... Насчет времени и пространства можно поспорить. Вот есть у Юрия Шифа мотоцикл Time Machine (та самая «Машина времени») — тут тебе и время, и пространство, и птица счастья цвета ультрамарин. И, как всегда у него, красота необыкновенная.


Конечно, я понимаю, что описываю его работы сильно по–женски. С другой стороны, а как иначе, если терминологией не владею, в моторах не разбираюсь и закатывать глаза от восторга могу не при перечислении технико–тактических характеристик, а исключительно из–за радости для глаз? В общем, когда добралась до мастерской Шифа, первый вопрос — для меня (пусть простят читатели мужчины) естественный: «А что, и женщины заказывают мотоциклы?» Юрий улыбается немного иронично (чуть позже я пойму, что ирония — его фирменный стиль): «Все заказывают. И женщины тоже. Но чаще женщинам заказывают». Кстати, в прошлом году «Королевишна» заняла третье место в одной из номинаций на чемпионате России по кастомайзингу (тем читателям, которые со словом этим еще не знакомы, объясняю: это персонализация, индивидуализация, когда на базе одного создается нечто совсем иное). А абсолютным победителем на том чемпионате стало еще одно детище мастерской Юрия Шифа — мотоцикл Shifter, созданный на базе итальянского Ducati GT. В 2012 году в Германии он же вышел победителем на двух региональных чемпионатах, а на чемпионате мира 2013 года (туда получает путевку победитель каждого из региональных чемпионатов) в немецком Эссене Shifter занял второе место в классе уличных мотоциклов.

Вообще, победы на чемпионатах для мастера из Беларуси — дело вполне привычное (хотя и всегда приятное, а как же!). Его машины если не побеждают безоговорочно, то легко берут отдельные номинации практически на всех соревнованиях, в которых участвуют. В 2010 году его то ли футуристический, то ли ретроагрегат (у меня язык не поворачивается назвать это просто мотоциклом) The Machine («Машина») стал чемпионом мира в классе мотоциклов с неамериканскими моторами, собрав по дороге в Южную Дакоту титулы на двух чемпионатах в Германии. В тот год Юрий Шиф выиграл еще и чемпионат Италии, причем с другим мотоциклом. Так что, может быть, вы ничего не знаете о кастомайзинге, зато мир кастомайзинга наслышан о Беларуси.


Помните, я говорила о майке, которую сделал Владимир Цеслер (ну ту самую, с неприличным словом)? Юрий Шиф ехал побеждать, и ему нужно было что–то хулиганское, а это как раз по части Цеслера.


— Вы правда знали, что выиграете? — не могу я поверить.


— Конечно (Шиф любит изъясняться короткими фразами, и когда берешь у него интервью, это, конечно, проблема).


Обращаюсь к его жене Насте, которая сидит рядом: «Настя, с ним трудно?»


— Нет, не очень (судя по лаконичности ответа, Настя такую манеру общения уже хорошо освоила и усвоила).


Но тут в наш разговор снова вмешивается Юрий:


— Со мной не трудно, со мной очень трудно. Конечно, со мной люди мучаются. Вот вам что, легко сейчас?


Нет, мне сейчас нелегко, хотя я и готовилась к чему–то в этом роде: очень часто люди, которые делают такие красивые вещи, не любят говорить ни об этих вещах, ни о себе. Мол, разговариваю своими работами. Юрий Шиф говорит с уловимой иронией и не всегда понимаешь, где он серьезен, а где — совсем наоборот. Пытаюсь перейти в наступление:


— Но у вас же бывают заказчики с непростыми характерами. Ну вот как у вас. И как вы с ними общаетесь?


— Так я ж им так и говорю, что я звезда, а они кто такие?


Вот пойми сейчас: шутит или серьезно. На всякий случай уточняю:


— А им вы тоже так говорите?


— (После некоторого раздумья.) Нет, на самом деле нет. У меня же коммерческое предприятие, нужно людям зарплату платить. Поэтому обычно я говорю: «Это, конечно, большое счастье, что вы к нам пришли, и мы, конечно, все для вас сделаем». И это правда, я искренне в это верю.

Клиента надо любить — это вам любой владелец коммерческого предприятия скажет, это аксиома. Выполнять его любые прихоти, если он за них платит, — само собой. Но в случае с Шифом это не всегда работает. То он вместо заказанного черного отдает клиенту белый мотоцикл, то вместо машины с двумя тысячами черепов выдает пиратский китч (как он сам его называет) «Абордаж». Самое парадоксальное в этих двух (вопиющих с точки зрения маркетинга) историях, что клиенты благодарны и счастливы. Почему? Хотя бы потому, что их мотоциклы — лучшие в своем роде: «Абордаж» выиграл в 2011 году чемпионат в Литве, а белый Duster — чемпионат в Италии годом ранее.


Настя, жена и муза, говорит, что когда Юрий начинает делать мотоцикл, он пытается представить, «если бы этот человек был мотоциклом, как бы он выглядел». Отсюда и гитара вместо сиденья в «Машине времени», и красавец «Густав Скиппоне» для солиста группы «Ума Турман» Владимира Крестовского (название он сам придумал, и что оно означает, знает только он). А еще он хочет создавать что–то действительно новое — как в случае с «Абордажем». Пришел заказчик и сказал: «Я хочу мотоцикл, на нем должно быть тысяча черепов, две тысячи черепов, три тысячи черепов». Но уже есть немало мотоциклов с черепами. Мы не будем делать то же самое».

В мастерской у Юрия Шифа работает, как он сам говорит, «от 10 до 15 человек», некоторые детали изготавливаются на стороне (объясняя это, Юрий использует модное слово «аутсорсинг») — в основном кожаные сиденья, художественные детали.


— И что, — спрашиваю, — все выдерживают требовательность вашего характера?


— Нет, конечно, нет (звучит вполне самокритично. — И.П.). Но есть люди, которые со мной уже 20 лет делают вместе вот это все. Просто доверяют и все. И дело даже не в деньгах, дело именно в доверии. Его за деньги не купишь. Важнее всего для меня люди, которые меня окружают, близкие в первую очередь и родные. Некоторые называют это семьей. Но я бы сказал — не только семья. Потому что я за них за всех ответственный.


Конечно, было бы странно, если бы такой талант — единственный в своем роде в нашей стране — не попытался использовать завод «Мотовело». Для них он создал выставочную модель «Самый быстрый Мiнск» (победитель в номинации «Рожденный в СССР» на чемпионате России в 2012 году, второе место в номинации «Метрический мотоцикл» там же), но в серию пошла другая модель. Так что сотрудничество сложилось? «Конечно, сложилось, если есть дети, — говорит Юрий Шиф в своей обычной манере. — Если есть дети, значит, была любовь. Что–то мы делаем и думаем, что будем делать дальше. Сделали вот мотоцикл, который выпускается серийно. Мы не только его разрабатывали, но и занимались постановкой на производство. Одна из моделей реально выпускается».


Следующий вопрос возникает абсолютно естественно — про белорусские брэнды. Что нужно сделать, чтобы мы гордились ими и страной, их выпускающей? Вот как Юрий Шиф гордится белорусскими мотоциклами со своим именем? Это ведь нужно и самому мастеру, который во время нашего разговора не раз останавливался на том, что называет «патриотической составляющей», и у него есть реальный рецепт, как сделать нашу жизнь и страну лучше. Основанный (а как же!) на личном опыте:


— Я жил за границей, реально. Мне не понравилось. Но у меня есть четкое понимание того, что Германия, Америка, да и все европейские страны стали такими, какими их сделали их жители. Сами. Они такими вдруг не стали. Так что если мы хотим жить в хорошей стране, значит, мы должны сделать ее такой. Я каждый день этим занимаюсь. Если я делаю хорошо свое дело и могу хотя бы чуть–чуть вокруг себя изменить пространство или хотя бы одного человека сделаю лучше, значит, уже все неплохо. На самом деле именно этим я и занимаюсь, а мотоциклы — просто инструмент. Этим же я занимался, когда занимался картингом — учил людей быть победителями. Этим я завтра буду заниматься, если, например, кино буду снимать. Какая разница, чем именно заниматься? Делайте просто хорошо свое дело. Потому что если мы хотим сделать свою страну лучше, то мы и должны это делать, каждый на своем месте. Уборщица должна лучше всех мыть полы, журналист должен быть лучшим журналистом, министр должен быть хорошим министром и так далее, на каждом уровне. Все очень просто. Вот я иногда собираю своих ребят и говорю: представляете, если бы у нас в стране все делали свою работу с таким результатом, как мы? Представляете, в какой стране бы мы жили? Лучшей в мире! Вот и все.


Фотографии предоставлены мастерской Юрия Шифа.

 

Советская Белоруссия №31 (24414). Вторник, 18 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter