Как купить обувь и не оказаться «обутым»?

Согласно соцопросу населения, проведенному Министерством торговли в прошлом году, качеством купленной обуви не довольны 56 процентов белорусов. Как вернуть брак и отстоять свои потребительские права?

Согласно соцопросу населения, проведенному Министерством торговли в прошлом году, качеством купленной обуви не довольны 56 процентов белорусов. Как вернуть брак и отстоять свои потребительские права? Об этом расскажет главный специалист по исследованию обуви и изделий из кожи ОО «Минское общество потребителей» Наталья Бежнар.

 

Некачественную обувь можно вернуть и без коробки

 

С претензией на качество обуви можно обратиться не только к продавцу, но и к поставщику или Выбираем обувь. фотоизготовителю. Причем не имеет значения, откуда и в какой упаковке эта обувь привезена. Претензии по качеству вы можете предъявить и поставщику товара, который является дилером на территории РБ. Если же адрес поставщика неизвестен, претензии – только к продавцу. Вы должны знать, что, поскольку индивидуальные предприниматели обувь не сертифицируют, они имеют право привозить и продавать ее, не указав производителя.


Гарантийный срок на обувь устанавливает производитель. Этот срок исчисляется со дня ее продажи, с учетом сезонности. На повседневную, модельную и детскую обувь гарантийный срок не менее 30 дней, на спортивную обувь и для активного отдыха – 60 дней. Причем эти сроки одинаковы как для обуви отечественного производства, так и для импортной.

 

Гарантийные сроки носки

 

Для зимней обуви – с 15 ноября, для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, для летней – с 1 мая. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона.
Нередко на распродажах покупателям говорят, что на эту обувь гарантийные сроки не распространяются либо они меньше 30 дней. Но вы должны знать, что распродажа товаров надлежащего качества и другие проводимые продавцом рекламные акции не являются основанием для изменения гарантийных сроков носки.


Бывает, при возврате некачественной обуви продавец не желает принимать ее без уВыбираем обувь. фотопаковки (коробки). Грамотный потребитель знает, что при возврате ношеной обуви (по действующему Закону «О защите прав потребителей») наличие упаковки не обязательно. Она должна быть только при возврате новой обуви в течение 14 дней.

 

Брак доказывается через экспертизу

 

Одна из наших читательниц пожаловалась, что не может найти мастерскую, где есть пресс для приклеивания отвалившейся в сапогах платформы.


Мастерская может и не иметь такого пресса, если в перечне услуг, которые она оказывает, не предусмотрен ремонт с его использованием. Но в первую очередь (имейте это в виду на будущее) в таких случаях необходимо обращаться не в мастерскую, а к продавцу. Ведь любую обувь в Беларуси в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (статья 20) вы имеете право вернуть продавцу в течение двух лет с момента покупки. Если, конечно, докажете, что в процессе эксплуатации проявились скрытые производственные дефекты, а не вы умышленно ее испортили. Доказать это можно через экспертизу.

 

Кто проводит экспертизу

 

Сегодня ее уполномочены проводить общественные организации:


• «Минское общество потребителей» (ул. Интернациональная, 23);


• «Защита потребителей» (ул. Красная, 15);


• Белорусское общество защиты прав потребителей (ул. Я.Коласа, 73);


• Торгово-промышленная палата (ул. Я.Коласа, 65) и др.

 

Если гарантийный срок на обувь еще не истек, экспертизу, как правило, проводит продавец за свой счет. А если этот срок истек, вы вправе самостоятельно обратиться к экспертам. При этом ставить или не ставить об этом в известность продавца, решайте сами. Если экспертиза будет в вашу пользу, вы сможете взыскать с продавца и стоимость обуви, и расходы на проведение экспертизы, поскольку закон гласит, что убытки по проведению экспертизы несет проигравшая сторона.

 

Требуйте чек!

 

Покупая обувь, покупатель должен не забыть взять чек, гарантийный или отрывной талон, подтверждающий покупку обуви у конкретного продавца. Иначе при возникновении проблем вы никому не сможете предъявить претензии. Бывают случаи, что продавец вообще прекратил свою деятельность. А это означает, что с момента ликвидации его права и обязанности прекращаются и даже при наличии чека вы с него уже ничего не взыщете.

 

Дельный совет

 

Каждая пара обуви имеет идентификационный номер (он наклеен на коробку). По нему можно найти ИП и доказать, что именно он продал вам обувь. Иногда подтверждением того, что обувь вы купили именно у этого продавца, могут быть даже свидетельские показания.

 

Вас об этом не предупреждали?

 

Покупая дорогую обувь, многие полагают, что высокая стоимость – уже гарантия качества и долговечности. На практике же новые сапоги, попав один раз под дождь, почему-то начинают разваливаться, а прошитые ботинки пропускают влагу, туфли из натуральной кожи промокают насквозь… «Неужели за такое качество никто не несет ответственности?» – спрашивают читатели. Дело порой вовсе не в плохом качестве обуви, а в нашей неосведомленности о ее свойствах и неумении носить. Понятно, что покупатель не может знать все нюансы, но продавец, который реализует эту обувь, обязан об этом предупреждать.

 

Что может быть «особым свойством» обуви?

 

Например, способ крепления подошвы. Если использовался ниточно-клеевой метод крепления (в обиходе говорят – «прошитая» обувь), она не рекомендована для носки в дождь и сырую погоду, поскольку через проколы иглы влага будет проникать внутрь обуви. Особыми свойствами обладают и некоторые виды натуральных кож. Это в основном кожи светлых и бежево-коричневых оттенков. При их выделке используются растительный или комбинированный методы дубления. При попадании влаги на такую кожу она меняет оттенок, но после высыхания его восстанавливает (хотя и не всегда). А если такая обувь имеет белый или молочный цвета, есть опасность, что при попадании влаги на ней могут остаться желтые разводы, а на обуви светлых рыжих оттенков могут остаться черные разводы. Поэтому перед тем как начать носить такую обувь, нужно обязательно обработать ее бесцветной водоотталкивающей пропиткой.


В производстве обуви сегодня используются не только натуральная кожа и ее заменители, но и новые уникальные материалы. К примеру, итальянцы разработали искусственный материал, имитирующий натуральную замшу. На самом же деле новинка разработана из волокон кукурузы, сои и… свеклы. Изготовленная из такого материала обувь только с виду напоминает замшевую, но по потребительским свойствам ее можно сравнить с… толстыми хлопчатобумажными носками, т.е. она боится влаги. Если в таких туфлях попасть под дождь, нежные и деликатные волокна разрушатся и с обновкой придется распрощаться. Но это не значит, что производитель виноват – ведь туфли изначально предназначались только для ношения в офисе.

 

На что мы не обращаем внимания

 

На маркировке обуви может быть написано: кожа шевро. Но лишь специалист может знать, что речь идет об очень эластичной коже, которая хорошо растягивается на ноге. Эта обувь очень комфортна в носке, но моментально впитывает влагу и под дождем туфли быстро промокают. Есть и другие моменты, на которые потребители обычно не обращают внимания. Часто приходится слышать от людей старшего поколения, что вот эти ботинки они купили десять лет назад и носят до сих пор, а другие, купленные недавно, уже пришли в негодность. И те и другие – из натуральной кожи. Чаще всего такие нарекания вызывает импортная обувь. Дело в том, что свойства кожи зависят от ее вида, а также следует учесть, что на Западе животных прикармливают биодобавками и биостимуляторами, чтобы они росли быстрее, поэтому их шкура, которая и становится сырьем для кожи, формируется по-иному. И это совершенно естественно в современных условиях. Такая кожа выдерживает все параметры, предусмотренные нормативной документацией (разрывную нагрузку, стойкость к механическому трению и т.д.), но если спровоцировать ситуацию (к примеру, намочить), эта кожа может вмиг измениться и остановить процесс будет практически невозможно. Поэтому если раньше в кожаной обуви можно было ходить по воде и ничего с ней не происходило, то не факт, что это можно делать и сейчас.


Нередко бывают претензии и по наличию в коробке с обувью запасных набоек. Мол, в одном случае они вложены, в другом – нет. Может, недобросовестный продавец их вынимает? Нет, это совсем не так. Все зависит от производителя. Если он решил приложить к паре обуви запасные набойки, это его право. Но это не означает, что так обязаны делать все.


Закономерен вопрос: а разве, отправляясь покупать обувь, потребитель может знать обо всех этих нюансах? Разумеется, нет. Задача продавца – предоставить покупателю достоверную информацию о потребительских свойствах обуви, причем как устно, так и в виде памятки по эксплуатации. К сожалению, продавцы не всегда это делают. В таких случаях не поленитесь сами задать интересующие вас вопросы. Если при возврате некачественной обуви возникнет спорная ситуация, обращайтесь в Общество защиты прав потребителей. Там вам помогут защитить ваши права.


Подготовила Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН», БЕЛТА
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter