Как купить мебель?

Около 40 процентов импортной мебели, ежегодно сбываемой в России, фальсификаты, сделанные из отходов лесосырья.
Натуральная древесина, или еще ее называют массивом, - самый качественный, дорогой, но и довольно капризный материал. Уход за мебелью из массива требует применения специальных средств, чаще всего с добавлением воска. Пальму первенства по долговечности неоспоримо удерживает дуб, следом идут ольха, береза, а завершает список сосна. Тем не менее в последнее время сосновую мебель из Беларуси охотно покупают европейцы (особенно искусственно состаренную). Там принято менять обстановку раз в 3 - 5 лет. А мебель из сосны обладает всеми преимуществами натурального дерева и обходится относительно дешево. Россияне, напротив, предпочитают дубовую мебель. Наверное, потому, что производитель дает на нее 20-летнюю гарантию.

По оценкам минэкономразвития, Федеральной таможенной службы и Федерального агентства лесного хозяйства министерства промышленности РФ, около 40 процентов импортной мебели, ежегодно сбываемой в России, - фальсификаты, сделанные из отходов лесосырья. По своему составу они на 35 - 40 процентов состоят из вредных для здоровья химических добавок. Биохимические исследования показали, что внешне респектабельная мебель начинает делиться с окружающей средой своей химической начинкой. И процесс этот может длиться годами.



- Не знаю, как купить мебель, - обратилась ко мне знакомая.

- Что за глупые вопросы? - возмутилась я. - Мебельных магазинов у нас уже больше, чем покупателей. Иди и выбирай! Но в ответ услышала историю, которая, полагаю, будет интересна всем, кто сейчас задается тем же вопросом. А как купить мебель в период развивающегося рынка?

Моя приятельница построила новую квартиру. К счастью, жилищное строительство в стране расширяется и крепнет. В будущем году Министерство архитектуры и строительства берет на себя повышенные обязательства предложить народу 4 миллиона квадратных метров жилья. Раньше в год строили по 3 миллиона. Прогресс налицо. Впрочем, это только к слову о том, что мебельщикам, ремонтникам, дизайнерам нужно готовиться к большим деньгам, которые новоселы не пожалеют ради обустройства будущих квартир. "В новую квартиру - все самое лучшее!" - решила для себя и моя подруга Алла. И пошла в одно из минских представительств мебельной фабрики.

Поначалу ей показалось, что выбор огромен. Торговый зал был буквально заставлен диванами и креслами. Модели - одна другой лучше. Но, как это всегда бывает, расцветки, нужной именно под ваши обои абрикосового цвета, и нет. "А можно ли заказать?" - спрашивает потенциальная покупательница у продавца. "Да, конечно, - улыбаясь, отвечает та, - вот каталог моделей, вот образцы тканей". К чести изготовителя, каталог оказался куда содержательнее торгового зала. Алла, слегка помучившись выбирая, записала название модели, номера тканей и предъявила свои пожелания девушке, мысленно окрестив ее "Сама Любезность". "К сожалению, - ответила Любезность, - эта модель уже снята с производства, и заказать ее нельзя". "Но почему тогда она есть в каталоге?" Девушка пожала плечами и сообщила еще одну неприятную новость. И ткани, выбранной приятельницей, сейчас в наличии нет. Но уходить из этого мебельного рая вот так, не солоно хлебавши, Алле не хотелось ни за что. "Беру то, что есть!" - решила она и попросила оставить за ней до конца завтрашнего дня одну из стоявших в торговом зале моделей.

На следующий день за обновкой поехали всей семьей. Событие! Среднестатистический житель страны решается на такую покупку раз в 10 лет. Но на диване рядом с табличкой "выписано до 16.00. Иванова" стоял ценник с суммой, на 50 тысяч рублей больше вчерашней. На вопрос "Почему?" покупательнице ответили: мол, произошла переоценка. Вчера было 31-е число, сегодня 1-е нового месяца. "Все, больше сюда ни ногой! - возмутилась приятельница. - Куплю диван на рынке, по объявлению, у частника! Пусть даже развалится через пару лет! Пусть!.."

Открыв рекламную газету, Алла увидела целую страницу заманчивых предложений: "Мебель отечественных производителей. Широкий выбор моделей. Выполняем предварительные заказы. Доставка по Минску бесплатно". "Диван фабрики N есть?" - спросила Алла. "Да". - "А какая расцветка?" - "Называйте номер ткани, - вещала телефонная трубка, - если нет в наличии сейчас, примем заказ и привезем через 2 недели". "А сколько стоит?" - еще не веря собственному счастью сомневалась приятельница...

В итоге диван нужной расцветки, понравившейся Алле модели привезли назавтра, внесли в дом, смонтировали, поблагодарили за покупку и взяли за услугу на 180 тысяч рублей (почти на четверть) меньше, чем это стоило бы, как потом подсчитала подруга, в фирменном магазине. Где, кстати, доставка не входит в стоимость мебели. Трансагентство готово вывезти груз всего за 22 тысячи рублей плюс еще 10 тысяч - подъем на каждый этаж. А заказ на мебель в фирменном магазине выполняют полтора-два месяца, причем без каких-либо обязательств и гарантий. Это значит, что через месяц вам могут позвонить и сообщить, что выбранная вами ткань закончилась или модель снята с производства.

Секрет фирмы

Здесь кроется какая-то загадка. Иначе не может представительство фабрики, в создание которого вложены немалые деньги, существовать для того, чтобы, образно говоря, отпугивать покупателя. Ладно, если бы все это происходило лет 10 назад, когда хватали все, что сходило с конвейера. А так ведь нет.

Обратимся к цифрам. По данным концерна "Беллесбумпром", практически весь 10-процентный прирост производства за 8 месяцев нынешнего года "лег на склады". Что такое 10 процентов? Это мебель, не нашедшая покупателя ни в стране, ни за рубежом. Кстати, на 20 миллионов долларов в эквиваленте...

Как я уже говорила, жилищное строительство у нас неуклонно растет, а продажа отечественной мебели, наоборот, сокращается. В 2002 году внутри страны продавалась примерно половина выпускаемой нашими фабриками мебели, теперь - 37 процентов. Мне скажут: зато экспорт растет. Действительно, к началу сентября за рубеж страны предприятия отгрузили на треть больше прошлогоднего. Но обольщаться этими цифрами не стоит. Доля предприятий концерна "Беллесбумпром", куда (не преувеличиваю) объединены все флагманы отрасли, в объеме производства мебели в стране составляет 40 процентов, а их удельный вес в экспорте - наполовину меньше. Все это говорит о том, что фабрики должны любить и лелеять каждого (!) покупателя. Иначе им - смерть. Конкуренция слишком высока.

Так ведь любят и лелеют. Но все больше по объявлениям в газетах или в Интернете. Где мне готовы были доставить все, что производится в стране, и в любое удобное время. Например, пожелала душа, чтобы новый диван привезли где-нибудь в 12 часов ночи, да еще и в субботу. "Страшно занята", - интриговала я невидимых продавцов. И они безропотно принимали мои условия. Причем цена (всегда!) была дешевле магазинной. И теперь я даже знаю, почему. Информацию получила, как говорится, из первых рук. Полный мебельный сервис обеспечивают частные предприниматели. У них есть свой транспорт. Скажем, жена - на телефоне, муж с приятелем - за рулем. Такому тандему не нужно снимать офис и содержать аппарат бухгалтеров, грузчиков и прочий обслуживающий персонал. А фирменный магазин служит своего рода витриной предприятия, где можно ознакомиться с образцами, новыми моделями и потенциальными ценами. Мелкий частник хорошо знает спрос и готов идти на скидки.

Кроме того, предприниматели иногда являются для мебельных предприятий не только продавцами продукции, но и одновременно поставщиками комплектации. Тогда им снизить цену еще проще. Прибыль они уже получили на продаже ткани или фурнитуры. Странно другое. Почему в стране, почти половина территории которой покрыта лесом и где издревле развито мебельное производство, для выпуска современной мебели нет ни своих тканей, ни набивочных материалов, ни прочей модной фурнитуры, кроме элементарного древесного массива. Даже популярную ныне плиту МДФ (она изготавливается сухим прессованием из мелкодисперсного древесного волокна) в Беларуси не делает ни одно мебельное производство. Говорят, начинать что-то с нуля невыгодно. Рынок страны слишком узок. Да, но соседний рынок России довольно широк. Знаете, кто из стран сейчас в мире ходит в лидерах по производству мебели? Китай. В год Поднебесная производит мебели на 24 миллиарда долларов и развозит ее по свету. Правда, как недавно выяснили эксперты российских исследовательских институтов, дерева в той мебели только 30 процентов, все остальное - чудеса химии. Тем не менее пример, достойный подражания.

Эпилог

Не хочу ставить точку. Ведь именно так, через небольшие фирмочки, или, как их еще называют, посредников, у нас в стране продается не только мебель, но и все - бытовая техника, телевизоры, телефоны, стройматериалы. Это не секрет и не тайна. Весной нынешнего года по этому поводу даже заседало Правительство. Анализировало факты как явление и думало, как с ним бороться. Сейчас министерствам и подведомственным им предприятиям дано указание избавиться от посредников. Наверное, это правильно с государственной точки зрения. Но я как потребитель конечного продукта никоим образом не хотела бы остаться один на один с магазином и его сервисом. Как бы, принимая административные решения, вместе с мутной водой у нас не выплеснули ребенка. Ведь любое торговое предприятие, маленькое оно или большое, в конечном итоге и есть посредник, который делает доброе дело для наших предприятий, доставляя их продукцию покупателю. И что плохого в том, если кто-то это делает дешевле и лучше? Как и магазины, частники, между прочим, имеют лицензию, легальны, учтены и платят вмененный им единый налог. А вот почему так, как они, не научились торговать специализированные, универсальные и даже, как выяснилось, фирменные магазины - это, пожалуй, тема для размышлений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter