Сегодня в Беларуси цены на недвижимость и готовый бизнес упали процентов на двадцать, продавцы стали сговорчивее

Как купить бизнес и не разочароваться

Сегодня в Беларуси цены на недвижимость и готовый бизнес упали процентов на двадцать, продавцы стали сговорчивее
Создавать новый бизнес с нуля – дело и трудное, и рискованное. Поэтому многие инвесторы предпочитают покупку готового бизнеса. 

Такой товар для белорусов не экзотика. На специальных сайтах можно выбрать что угодно: от скромного интернет-магазина до солидного гостиничного комплекса. База данных включает в себя не менее 300 «ходовых» объектов и пополняется ежедневно: это кафе, рестораны, магазины, парикмахерские, автосервисы, мелкие производства и многое другое. 

Сейчас предложение преобладает над спросом. Цены упали процентов на двадцать. Главная проблема при покупке готового бизнеса – верная оценка этого товара. Владельцы, как правило, свой товар переоценивают, прибавляют лишнего, да и эксперты, как считает специалист по продажам Степан Гусак, расходятся в своих оценках: 

– Очень долго у нас продавался завод по производству лущеного шпона и фанеры в поселке Василевичи Гомельской области. Первоначальная цена была заявлена в 400 тысяч долларов. Но через два года иностранная фирма купила предприятие всего за 100 тысяч. Торг всегда уместен. 

Бар или кафе в центре Минска можно приобрести примерно за 100–300 тысяч долларов. Цена колеблется в зависимости от метража помещения, его расположения, наличия оборудования, договора аренды, величины ставки. Сфера услуг – вообще сегодня самые лакомые объекты. 

Специалисты советуют не доверять сумме, указанной в заявке на продажу. К примеру, сегодня есть предложение по продаже кафе за 298 тысяч. Продавцы заявляют его ежемесячную прибыль в 8 тысяч долларов. Получается, что кафе окупится примерно за три года. Так ли это в действительности? Чтобы правильно оценить перспективы заведения, нужна экспертиза опытного «общепитчика». Ему для прогноза хватит данных о месторасположении кафе, количестве посадочных мест и потоке клиентов. 

Перед тем как заключить основную сделку, покупатели часто просят у продавцов какое-то время поучаствовать в ведении бизнеса. Чтобы увидеть все плюсы и минусы изнутри. «Мы это тоже рекомендуем так делать, – отмечает Степан Гусак. – А еще не грех обратиться к профессиональным юристам, аудиторам, бухгалтерам, брокерам, чтобы они сделали профессиональный анализ бизнеса, на который у вас есть виды». 

Как правило, предприятия покупают вместе с персоналом: коллектив формируется годами, и уход ключевых фигур может привести к краху бизнеса. Спрос рождает и предложение. Есть предприниматели, которые создают бизнес «под продажу»: доводят до стадии, когда объект начинает получать прибыль, и выставляют на торги. Степан Гусак приводит в пример одного из своих клиентов, за которым он наблюдал несколько лет: тот вначале создал и продал бизнес по грузоперевозкам, затем открыл рекламное агентство. Через пару лет переключился на следующее направление. И, главное, во всех сферах чувствовал себя достаточно уверенно. 

К слову, предприятия до 50 тысяч долларов чаще покупают белорусы (почти 80 процентов сделок), а те, что дороже этой суммы, – иностранцы. 

Вот пример нескольких объектов, выставленных сегодня на продажу: это сеть из трех продуктовых магазинов в Минске за миллион долларов, усадьба на Браславских озерах за 2 миллиона 200 тысяч (большая территория, комплекс деревянных домов со всей необходимой инфраструктурой), производственная база с гостиничным комплексом за 15 миллионов долларов и многое другое. 

Немало встречается недорогих, но любопытных проектов в IT-сфере: удачное доменное имя, добротный цифровой продукт, база заключенных договоров на рекламу. Цена на интернет-сайты колеблется от тысячи до трех тысяч долларов. Окупается дело от пары месяцев до года. 

– Самый дешевый проект на моей памяти – это работающий интернет-магазин по продаже цветов – за 500 долларов, – рассказывает Степан Гусак. – Относительно недорогие объекты, суммой до 50 тысяч долларов, – это бизнес по продаже строительных материалов (5 тысяч), интернет-магазин по реализации мебели (4 тысячи) и онлайн-магазин товаров для дома за полторы тысячи долларов. 

Если выбирать что-то более «приземленное», то можно прицениться к «Закусочной» на автовокзале за 35 тысяч «зеленых» или прикупить страйкбольный клуб за 8 тысяч долларов. 

В общем, если у вас есть свободные деньги и вы не готовы рисковать игрой в стартап, можно купить готовую бизнес-идею, чтобы развивать ее дальше. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter