Главное последствие инцидента в МЭА — потеря доверия европейских компаний к качеству нефтяных поставок из России

Как хорошо уметь считать

История, связанная с загрязнением нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями, продолжается. Компания «Транснефть» пообещала компенсировать урон нефтяным компаниям из-за поставок некачественного черного золота и последующей остановки транзита по трубе. От российской стороны уже прозвучали первые оценки ущерба но, судя по ним, соседи не совсем хорошо себе представляют, насколько болезненной для бизнеса партнеров оказалась эта история. Так, министр энергетики России Александр Новак лично оценил общий ущерб… менее чем в 100 млн долларов. Причем эту сумму хотелось бы разделить между всеми пострадавшими. Понятно, что такое положение дел нас мало устраивает: Президент Александр Лукашенко, выступая по этой проблеме 11 мая при посещении комплекса «Студенческая деревня», оценил ущерб белорусской стороны в сотни миллионов долларов. Говорить о конкретных суммах можно будет после серьезной ревизии наших НПЗ, но уже сегодня очевидно: урон куда более серьезный, чем хотелось бы соседям.


Видимо, забыл министр о недополученных средствах за транзит, недополученной прибыли от переработки российской нефти, о средствах, потраченных на очистку, и не исключено, что и на замену или ремонт вышедшего из строя оборудования НПЗ. Забыл или хотел забыть? 

О каких потерях идет речь? Международное энергетическое агентство (МЭА) на днях опубликовало отчет, в котором названы последствия загрязнения нефтепровода. Так вот эффект от приостановки для белорусских НПЗ эксперты оценили в снижении переработки на 80 тыс. баррелей в сутки — с апреля по июль. Агентство отмечает, что проблема со временем будет решена, но «приведет к снижению коммерческих и правительственных запасов нефти у российских клиентов». 

Вряд ли с озвученной в России суммой cогласятся и нефтяные компании из стран Евросоюза. Эксперты МЭА подсчитали: эффект от приостановки транзита по нефтепроводу может обернуться для европейских НПЗ снижением переработки на 250 тыс. баррелей в сутки во втором квартале, что соответствует примерно двум процентам европейского спроса на нефтепродукты. В частности, немецкие заводы могут снизить переработку на 100 тыс. баррелей в сутки в течение мая-июня, польские НПЗ — на 60 тыс. в течение мая-июня и вернуться к нормальной загрузке лишь в июле. Окончательно общая сумма ущерба от загрязнения «Дружбы» в странах Западной Европы пока не названа. Сейчас идет калькуляция и продолжаются коммерческие переговоры. По оценкам экспертов, проводивших свои расчеты исходя из открытых данных, речь может идти о сумме до полумиллиарда долларов. И это оценивается только ущерб Беларуси. 

Тем временем ОАО «Нафтан» уже начало претензионную работу в отношении российских поставщиков нефти, не выполнивших своих обязательств за апрель. Как сообщил заместитель генерального директора по производству Сергей Алтухов, юридическая служба завода организовала работу по выставлению штрафных санкций. 

— Основные издержки, связанные с понижением производительности, сейчас подсчитываются. По итогам этого процесса будет сформирован общий пакет, продолжится претензионная работа. Но в настоящее время Новополоцкий НПЗ прежде всего беспокоит неопределенность. Чем быстрее разрешится вопрос по снабжению сырьем в плановых цифрах, тем скорее завод выйдет на заданный режим, что позволит выровнять его экономику, урегулировать ситуацию с обеспечением смежных нефтехимических предприятий концерна «Белнефтехим», которые завязаны на поставку нашего сырья и также вынуждены скорректировать свои производственные планы, разрешить проблемы по выполнению контрактных обязательств с покупателями продукции. 

Курирующий в российском правительстве ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак дал четкий сигнал: компания «Транснефть», оператор нефтепровода «Дружба», европейский транзит по которому был приостановлен в конце апреля из-за загрязнения хлорорганикой, готова покрыть ущерб. Вчера в Москве прошла его встреча с белорусским коллегой — заместителем Премьер-министра Игорем Ляшенко. По информации пресс-службы белорусского Правительства, ключевой вопрос встречи — проблема поставки кондиционной нефти в Беларусь и восстановление ее транзита в Европу.

Пока очевидно одно: торопиться с выводами российским партнерам рановато. Прежде предстоит провести четкий анализ ситуации и внимательно подсчитать все потери. Впрочем, главным последствием инцидента в МЭА называют даже не финансовый урон, а потерю доверия европейских компаний к качеству нефтяных поставок из России и поиск альтернативных поставщиков сырья. Нам от этого тоже не очень сладко. Когда острая фаза конфликта сойдет на нет, европейские НПЗ все равно будут с настороженностью относиться к тому черному потоку, который бежит по трубе в их направлении. Для нас это чревато снижением транзита и потерей дохода. Для понимания вопроса: плата за транспортировку нефти по территории Беларуси в направлении Польши, Германии и Украины в прошлом году составляла 0,84 доллара за перекачку тонны на расстояние в 100 километров.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter