Чем живет национальная белорусская драматургия

Как хорошо уметь читать

Зачем нужны театральные читки в наш перенасыщенный информацией визуальный век?..

Зачем нужны театральные читки в наш перенасыщенный информацией визуальный век? Разве можно достучаться до ледяного зрительского сердца только словом? Это все равно что отказаться от преимуществ электричества и снова начать жить при лучине. Наверное, именно так думают скептически настроенные зрители и ошибаются. Ведь пришедшие к нам из Европы чтения пьес сегодня очень популярны в Беларуси.


Молодые режиссеры и актеры справедливо решили: хватит ждать милостей от репертуарного театра, взять их у него — наша задача. Пока пробьешь сквозь толщу традиций свои передовые идеи, заинтересуешь оригинальной идеей убеленного сединами главрежа, самому можно выйти на пенсию. А действие живое, актуальное, с привкусом интеллектуальной игры можно организовать здесь и сейчас, ни на кого не оглядываясь. Расставили пару стульев, занавесили парчой окно — и айда в неведомое! И пусть век такого спектакля, как у бабочки–капустницы, будет короток, зато ухо привыкает к разным стилям и школам. Не последнюю роль в этом повальном конкурсе чтецов играет и переизбыток драматургического материала: современные пьесы вагонами можно отправлять на север — никакого ущерба для культуры не будет. Они — как дрожжи для пирога, все растут и растут. Дрожжей у нас действительно много, а вот пироги из них пекут редко.


В Центре белорусской драматургии и режиссуры, в котором чтения уже давно прижились, актеры Могилевского областного театра драмы недавно прочитали пьесу немецкого драматурга Торстена Бухштайнера «Норд–Ост». Перед показом главный режиссер театра Владимир Петрович напомнил о несомненной пользе подобных читок: репертуар могилевского театра после них обогатился сразу на два названия — «Одноклассники» (по пьесе Юлии Чернявской «Буковки») и «Хозяин кофейни» Павла Пряжко. Моду на чтения в Могилеве, кстати, завела бывший главный режиссер Екатерина Аверкова.


Поднаторев в чтении своих авторов, могилевцы отважились обратиться к немецкой драматургии, пожалуй, одной из самых радикальных на мой скромный вкус.


«Норд–Ост» — жесткая, репортажная пьеса Бухштайнера, основанная на реальных историях трех женщин, ставших участницами трагедии в театральном центре на Дубровке во время показа того самого мюзикла. Драматург по минутам исследует трагедию, представляя произошедшие события с трех точек зрения — террористки–смертницы, москвички, пришедшей на спектакль с семьей, и врача, у которой в заложниках оказались дочь и мать. Все три актрисы могилевского театра, Евгения Белоцерковская, Наталья Колокустова и Елена Кривонос, настолько сжились со своими персонажами, что листки пьесы в их руках выглядят какой–то простой формальностью. То, что называлось читкой, на самом деле оказалось почти полноценным спектаклем с выписанной дорожкой звука, светом и атмосферой... Усиливала гнетущее впечатление и сама черная душная коробочка центра, в котором на тесных рядах лежали претенциозные листочки с надписью «Не занимать!». Но не все театралы дошли в тот пятничный вечер из точки А до точки В.


Мне подумалось: а может, таким и должен быть современный театр? Показом на один вечер, заменяющим выпуск новостей? Сегодня — про Норд–Ост, завтра — про циклон «Хавьер», послезавтра — про аномальную жару. Чтобы все, вплоть до фамилий героев и их отпечатков пальцев, было основано на реальных событиях и походило на дотошную реконструкцию криминальных историй в духе какого–нибудь журналистского расследования. Чтобы снова и снова наматывать чужую боль себе на кулак и переживать драматические события в непосредственной близости от них.


Может быть. Но мне такой публицистический жанр на подмостках представляется все же болезнью роста. Когда театр пытается угнаться по актуальности за СМИ — пухнет голова. Я хочу дышать вишневым садом и гулять вдоль колдовского озера, а не изучать чужие патологии. И если для немца Бухштайнера трагедия Норд–Оста — экзотика и модная тема терроризма, то для нас — горе в семье соседей, в котором нет ничего завораживающего.


Тем не менее пьеса уже готовится к постановке на большой сцене театра в Могилеве. Наверняка станет событием, но на премьеру в Могилев не поеду: на мои нервы хватит и читки. Ведь чем хорош наш век? Что читать и куда смотреть — выбираем сами.


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №120 (24257). Вторник, 2 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter