Как хорошо быть фаворитом

Сегодня в Шклове практически не осталось памятников истории...

Каждый раз, когда еду в Шклов, планирую командировку таким образом, чтобы осталось время побродить по улочкам райцентра. Причем не просто побродить. Еще прислушаться к дыханию времени. И представить некогда существовавшее великолепие городка. Да, сегодня в Шклове практически не осталось памятников истории. Но вместе с тем атмосфера особая. Как будто пропитавшаяся следами бывавших здесь людей и воспоминаниями о великих начинаниях. Ведь именно нынешний райцентр Могилевской области можно по праву считать родиной Петербургского императорского театра, Первого кадетского корпуса, квартировавшего в Москве.


Расцвет Шклова в конце XVIII века связан с именем одного человека — графа Семена Гавриловича Зорича, одно время владевшего нынешним райцентром. Сиятельный владелец был фаворитом Екатерины II. А при расставании со своей покровительницей получил в подарок городок. Сегодня в Шкловском парке есть памятник Зоричу. Появление подобного монумента в советские времена было в принципе невозможным. Тогдашние работники идеологического фронта на дыбы встали бы — мол, как можно запечатлеть для потомков классово чуждую личность. Да еще гуляку какого свет не видел.


Все это, конечно, так — был Зорич очень темпераментным человеком. И пиры закатывал. И гулянья. Да такие великолепные и размашистые, что о них потом чуть не половина дворянской Российской империи шушукалась. Но за внешне разгульной жизнью я склонен видеть в личности Семена Гавриловича отзывчивого человека, готового прийти на помощь к нуждающимся в ней. А еще — тонкого ценителя (и покровителя) искусства...


Получив нежданное богатство из рук императрицы, Зорич не заболел звездной болезнью. Энгельгардт, в частности, писал: «Ни одного барина не было в России, который жил бы так, как Зорич. Шклов был наполнен живущими здесь людьми всякого рода, званий и наций. Многие были родственники и сослуживцы Зорича, когда он служил в гусарском полку, и жили на полном его иждивении. Отставные офицеры, не имеющие приюта, игроки, авантюристы, иностранцы — всех он ласково принимал, столы были открыты для каждого».


Одно такое хлебосольство достойно уважения. А благотворительная деятельность — тем более. Зорич создал в Шклове училище для детей белорусских дворян, в котором обучалось одновременно до 300 воспитанников. Причем содержал сие учебное заведение за собственные деньги. Огромные, надо сказать. Лишь ежегодные затраты составляли почти 44 тысячи рублей. По тем временам сумма фантастическая. В 1797 году, когда состояние Зорича пришло в упадок, училище перешло в казенное ведомство. Однако основатель по–прежнему оставался здесь начальником. После смерти помещика училище переводится сначала в Гродно, потом — в Смоленск. И, наконец, в Москву — под названием Первого кадетского корпуса.


Особо хотелось бы остановиться на театре Зорича — самом крупном крепостном театре на востоке Белоруссии. С 1778 по 1780 год здесь сформировались две труппы — балетная и драматическая, был и хор, и три оркестра. Для представлений возвели специальное театральное строение. Театр имел довольно разнообразный репертуар, ориентированный прежде всего на драматургию русских театров. В Шклове ставились балеты, мифологические пантомимы, комические оперы и феерии. На сцене шли также русские комедии и героические трагедии. Крепостных музыкантов и вокалистов обучали иностранные педагоги. Невероятно, но факт: именно в Шклове проходили первые выступления зарубежных артистов, приехавших в Россию. С.А.Тучков свидетельствовал: «Ни один славный музыкант, певец или певица не могли приехать из Европы в российские столицы, не дав несколько концертов у Зорича. Он дарил их щедро и так хорошо с ними обходился, что многие жили у него по нескольку месяцев и из признательности давали наставления собственным его музыкантам».


Сегодня Зорича я вспоминал бы не только как некогда владельца Шклова, при котором городок гремел на всю Россию. Еще рассказывал бы о Семене Гавриловиче любителям азартных игр — как пример, до чего может довести пагубная страсть. Граф был заядлым картежником. И доигрался: денег, чтобы платить своим служащим, не осталось. После того как они обратились с жалобой к Павлу I, в делах шкловского имения приехал разбираться президент коммерц–коллегии чиновник-поэт Г.Державин. Закончилось все не самым лучшим образом: высочайшим повелением театр было приказано закрыть, а здание его — разрушить. По–разному распорядились крепостными актерами. Часть из них отдали в армию, другие впоследствии прославили русскую сцену. Заметьте, белорусы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter